Китай
Китайский фарфор
Когда думаешь о какой-либо стране, на ум приходят разные ассоциации. Это может быть что угодно: какие-то достопримечательности, элементы художественного промысла, исторические события – словом, то, что в твоих глазах моментально ассоциирует эту страну именно с этим предметом или явлением.
С чем у вас ассоциируется Китай? Великая Китайская Стена, Великий Мао, Пекин, шелк, и еще много-много всего….и, наверняка, фарфор. Настоящий китайский фарфор до сих пор считается самым лучшим в мире. Так ли это было всегда и что было до того, как китайцы научились изготавливать фарфор?
Самый главный вопрос, который интересовал меня при написании этой статьи звучал так: «когда же появился китайский фарфор»? Разные источники, как это часто бывает, говорят о разных датах.
Кто-то считает, что китайский фарфор появился в 7 веке, а кто-то, что фарфор появился аж 3000 лет назад. Здесь, по сути, правы и те и другие. Стоит сделать небольшое разграничение…тот китайский фарфор, который мы представляем сейчас, действительно появился только в 7 веке.
Но ведь уже задолго до этого существовали изделия из керамики, которая изготавливалась из того же материала, из которого изготовлялся фарфор - из каолиновой глины (происх. от «гаолин», досл. «высокий холм» - название местности в провинции Цзянсы, где была обнаружена эта глина). Посуду из нее делали еще в неолитическую и иньскую эпоху.
Предшественником фарфора считается так называемая зеленая керамика (цин тао) - это изделия из каолиновой глины, которая смешивалась с песком и покрывалась глазурью серо-зеленого, зеленовато-коричневого цветов. Такие изделия начали изготавливать как минимум в 3 веке до н.э. на Юге Китая.
Сходный тип керамики, который в Европе получил название «селадоны» - доуцин тао (горохово-зеленая керамика), изготавливался из каолиновой глины и фарфорового камня и обжигался при температуре в 1150-1250 градусов. Расцвет этой керамики приходится на эпоху династии Сун. Они были очень популярны, так как по виду были похожи на нефрит, который, как известно, из-за трудностей добычи, считался драгоценным в Китае. Данный тип керамики продолжал развиваться и после появления фарфора.
В эпоху династии Тан изготавливались монохромные фарфоровые изделия – покрытые белой глазурью. При династии Сун уже существовало несколько центров, специализирующихся на производстве белого фарфора, фарфора с голубой и голубо-фиолетовой глазурью.
Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Некоторые из них использовали для сжигания дерево, другие — древесный уголь. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.
Очень подробно на описании самого города я в этой статье останавливаться не буду, так как про него мы обязательно напишем отдельную статью. Скажу лишь, что впервые этот город упоминается в летописях более 2000 лет назад при династии Хань. Тогда это была маленькая деревушка под названием Чаннаньчжэнь. Уже со времен династии Сун, на изделиях местных мастеров было принято писать следующую фразу: «изготовлено в годы царствования императора Цзинь де». Так, по всей видимости, и произошло современное название. Ко времени династии Юань быстро растущий город Цзиндэчжэнь стал уже центром производства фарфора в стране.
В начале XV века большое развитие получил фарфор с синей росписью, изменились приемы нанесения краски и сами оттенки красок. Правда, так было не везде. Как известно, к 16 веку назревает упадок Минского Китая, происходит политическое ослабление, наблюдается упадок хозяйства и истощение производительных сил. Это не могло ни сказаться на производстве фарфора. В частности, фарфора Цзиндэчжень. В конце XVI века от чиновников, наблюдающих за производством и поставками ко двору фарфоровых изделий, поступают просьбы к императору об уменьшении количества заказов на некоторые типы фарфоровых изделий. В это же время многие частные предприятия переключаются на работу для внешнего рынка, так как заказы внутри Китая сокращаются.
Цинская эпоха – это новый этап в развитии фарфорового производства. Наиболее известными стилями цинского фарфора являются так называемое зеленое и розовое семейство.
Зеленое семейство – изделия с оживленной трехцветной гаммой, включая красные, желтые, лиловые, и черные тона.
Среди производственных центров в других провинциях особенно выделяются своими белыми изделиями заводы в местечке Дэхуа в провинции Фуцзянь.
Тематика росписей с человеческими фигурами в Цинское время стала очень разнообразной. Изображались придворные сцены, исторические и мифологические сюжеты.
В XVIII веке в Кантон приходят корабли большинства европейских государств. Они вывозили очень много фарфора. В это время наблюдается еще одна тенденция – мастерские начинают принимать заказы на изображение определенных сюжетов на фарфоре. Первые сюжеты были связаны с распространением христианства и имели религиозный характер. Среди таких сюжетов наиболее распространены изображения распятия Христа, его крещения. Характерным для этого периода является то, что такие заказы были часто выполнены очень небрежно, так как изображаемые сюжеты были чужды китайцам. Тогда же получил распространение обычай заказывать в Китае фарфор с изображениями гербов знатных семей, провинций.
В настоящее время керамику подразделяют на два самостоятельных вида: собственно фарфор и каменная керамика. Чем же они отличаются? Для производства фарфора нужно два природных материала – каолиновая глина и фарфоровый камень (специфическая горная порода вулканического происхождения, состоящая из кварца и слюды). Фарфор требует температурного обжига уже в 1350 градусов. Только при такой высокой температуре происходит трансформация физической структуры исходной массы, и она становится стекловидной, просвечивающей и водонепроницаемой. А в случае использования плохо очищенной каолиновой глины, ее смешения с другими материалами (например, с песком) и меньшей температуре обжига мы уже получаем каменную керамику.
Сегодня производство фарфора включает в себя следующие операции:
- приготовление теста (каолиновая глина тщательно промывается и очищается от всех примесей, фарфоровый камень мелко дробится после чего они смешиваются в специальной пропорции). Кстати, точно также делают и глазурь для покрытия впоследствии фарфорового изделия – но эти же составляющие берутся уже в других пропорциях.
- формирование черепка (мастер придает форму будущему изделию, то есть лепит его)
- сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при более низкой температуре
- глазурирование и роспись
4 пункт может варьироваться в зависимости от того, какое изделие мы хотим получить. Если сначала нанести глазурь, а потом роспись – то мы получим изделие с подглазурной росписью, если первой наносится глазурь – то с надглазурной росписью. Глазури могут быть прозрачными, белыми и цветными. Начиная с 15 века для цветной глазури использовали эмалевые краски, но они требуют повторного обжига при низкой температуре.
Кроме росписи, фарфор может декорироваться рельефными орнаментами, включающими в себя гравировку, перфорацию и рельеф.
При подготовки статьи использовались материалы книги М. Кравцовой «История Культуры Китая».
Комментарии