Китайская медицина
Праздник тибетцев «Сюедунь»
Слово «сюе» в тибетском языке имеет значение белое-белое кислое молоко, «дунь» - праздничный обед, пир. Получается, «Сюедунь» – это праздничный день, когда пьют кислое молоко. Историю праздника «Сюедунь» можно проследить вплоть до 17 века.
В то время бонзам, жившим в миру, нельзя было покидать пределы обители с начала весны до начала лета. Только в июле они могли выходить за пределы монастыря. Именно в это время было принято делать сливочное масло и молочный кисель, так как скот на полях был достаточно откормлен. Итак, бонзы, покинув обитель, спускались к подножью святых гор и пили кислое молоко, которым из угощали простые люди.
Как видно, праздник начал складываться именно как религиозный, но впоследствии, год от года, религиозная сторона отходила на второй план, а сам праздник обрастал все новыми и новыми культурно-развлекательными представлениями.
У праздника «Сюедунь» есть и другое название – праздник тибетского театра. Именно в этот праздник, в административном центре Лхаса собирались много различных труп, чтобы выступить со своими красочными номерами. Выступают артисты обычно на площади. В тибетском театре много пения и танцев, а артисты выступают в гриме или в масках. Праздник начинается каждый год 30 июня по тибетского календарю. Праздник проходит очень весело – театральные представления проходят в парке-дворце далай-лам Нобринке, люди располагаются на лужайках, пьют молоко и наслаждаются театром. Также в это время принято ходить друг к другу в гости и накрывать праздничные столы.
Кстати, если уж мы заговорили о тибетском театре, то стоит рассказать и о его основателе.
Говорят, что в 15 веке жил один монах, которого звали Тандум-гялпо. Один раз он увидел, что через реку нет моста, и понял, что этот мост нужен людям, так как переходить через реку надо было всем, а из-за отсутствия моста приходилось долго обходить ее. Он решил попробовать собрать деньги на мост. Он собирал целых три года, но собранных денег ему так и не хватило. Он очень расстроился. Вскоре он встретил среди благочестивых верующих семерых умных и красивых девушек. Он решил организовать с ними труппу, сам придумывал номера на различные сюжеты. С труппой он обошел многие места, и вскоре им удалось собрать деньги на мост. Это и явился своего рода прообраз тибетского театра, а сам монах вошел в историю как его основатель.
По материалам журнала Китай, номер 10, 1998 год.
Комментарии