Современный Китай
Космическая программа Поднебесной
Как-то раз знаменитый астрофотограф Тьерри Лего направил камеру на полуденное солнце и вместе со светилом запечатлел крошечный силуэт «небесного дворца», находящийся на орбите в 350 км от поверхности Земли.
Потрясающий образ огненного шара, дающего жизнь нашей планете на фото как бы проштампован черной буковкой «Н». Эта «буковка» — ничто иное, как китайская космическая лаборатория Тяньгун-1 и пристыковавшийся к ней пилотируемый корабль Шэньчжоу-10.
Запущенная в сентябре 2011 года, Тяньгун-1 достигает всего десяти метров в длину и трёх метров в диаметре — то есть меньше, чем двухэтажный автобус. В то же время, символ международного сотрудничества — МКС — превышает размеры Тяньгун-1 в более чем 50 раз, что неудивительно ведь китайская станция — это всего лишь учебный прототип. Однако если финансирование МКС, запланированное только до 2020 года, не будет продлено, то её ожидает судьба русской станции «Мир»: постепенное снижение, сгорание в атмосфере и падение в океан того, что осталось.
Тяньгун-1 — первая из серии космических лабораторий, которые китайцы планируют построить в течение семи лет, создав таким образом в 2020 году китайскую космическую станцию «Тяньгун». С китайского название станции переводится как «небесный дворец» или «небесный чертог» (天宫 tiān gōng).
В настоящее время Тяньгун-1 остаётся лишь скромным прототипом будущего большого «небесного чертога». На борту этой самой далекой заставы Поднебесной уже побывали три тайконавта: Не Хайшэн (Nie Haisheng), Чжан Сяогуан (Zhang Xiaoguang) и Ван Япин (Wang Yaping) — вторая в космосе женщина-тайконавт. Стоит отметить, что «тайконавтами» западные СМИ называют всех граждан КНР, летающих в космос — по-нашему китайских космонавтов.
Срок жизни станции Тяньгун-1 ограничится несколькими пилотируемыми миссиями, после чего она будет выведена из строя, как отживший своё экспериментальный прототип. Далее на её место в 2015-2016 году встанет Тяньгун-2, дающий начало крупной космической станции Тяньгун, которая должна быть завершена, как упоминалось выше, в 2020 году.
Желая стать мировым центром науки и технологий, Китай не согласен посылать своих людей на МКС, как это делают США и другие страны. Китайская космическая программа на удивление амбициозна и вместе с тем имеет поразительно высокие шансы на успех.
Ян Ливэй стал первым гражданином КНР, побывавшим в космосе. Случилось это довольно поздно — лишь в 2003 году. Однако данное достижение уже ставит Китай в ряд из трех космических держав, которые собственными силами отправляли людей в космос (Россия и США).
«Проведя всего лишь несколько пилотируемых полётов, китайцы уже планируют построить космическую станцию. У НАСА на подготовку ушло около 20 лет» — говорит Ричард Холдавей, директор лаборатории Резерфорда-Эплтона (RAL).
Начиная с 2003 года Китай направил еще девять тайконавтов на орбиту. В планах также отправка лунохода и пилотируемый полет на Луну к середине 2020-х годов. Последняя миссия в лабораторию Тяньгун-1 — Шэньчжоу-10 — стартовавшая с базы Цзюцюань, является еще одним шагом на пути к достижению целей.
Из-за отказа от активного сотрудничества с международным космическим сообществом в области пилотируемой космонавтики Китаю сейчас необходимо изучать технологии, которые Соединенные Штаты и Россия освоили несколько десятилетий назад. Однако в Поднебесной как никогда сильна политическая воля, ведущая к заветной космической цели.
В прошлом Китай имеет опыт неудачных запусков. В 1995 году ракета «Великий поход 2E» со спутником телевещания APSTAR 2 взорвалась после запуска с космодрома Сичан. Шесть человек погибли, 23 пострадали в результате падения обломков.
Следующее происшествие в феврале 1996 года было гораздо более смертоносным. Ракета «Великий поход 3B», несущая спутник Intelsat 708 взорвалась после 22-х секунд полета и упала в соседней деревне. Число погибших, по оценкам, достигает 200 человек.
То были темные дни для китайской космической программы, однако за 17 лет Китай заметно продвинулся в ракетных технологиях.
«Во многих областях китайцы хороши и практически не отстают от остальных. В метеоспутниках они почти на одном уровне с нами», — говорит Ричард Холдавей. «В науке, будь то наблюдение за космосом или за Землёй, они, вероятно, отстают лет на пять, но стремительно нагоняют. Их больше нельзя игнорировать» — заключает Холдавей.
Отправка людей или спутников на орбиту во многих отношениях не отличается от пуска межконтинентальных баллистических ракет через Тихий океан. Знания и технические ноу-хау, помогающие человеку попасть на орбиту, так же позволяют стрелять боевыми ракетами с авианосцев. И наоборот.
Хорошей иллюстрацией данного утверждения стала выставка 2007-го года, когда Китай сбил ракетой один из своих метеорологических спутников, став третьей (после Штатов и России) страной, показавшей результат столь необдуманных действий.
Будучи в состоянии отправить ракету с полезной нагрузкой в определенную точку космического пространства и разместить там спутник, страна может тем же способом спутник сбить.
В настоящее время НАСА как и европейское космическое агентство (ESA) не сотрудничает с Поднебесной.
В космической программе Китая участвует довольно большое количество различных субъектов. Китайское национальное космическое агентство (КНКА) значит лишь немногим более, чем координационный центр финансирования и международного сотрудничества, в той мере, в которой это сотрудничество существует.
Реальная работа выполняется с помощью сети подрядчиков, большинство из которых подпадают под эгиду Китайской государственной корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC). Используя труд более 100 000 человек, CASC развивает военные технологии и разработки как баллистических ракет, так и беспилотных летательных аппаратов, а также массива другой космической техники. Но не всегда эти разработки являются плодом исследовательской деятельности учёных Поднебесной...
Отец китайской космической программы Цянь Сюэсэн, родившись в Китае, изучал авиационную технику в американском Массачусетском технологическом институте и помогал создавать Лабораторию реактивного движения НАСА (JPL).
В качестве ведущего аэрокосмического инженера США, он был отправлен в Германию после Первой мировой войны, чтобы допросить немецких ракетчиков. Как это не удивительно, но одним из допрошенных был Вернер фон Браун, который позже станет известен как отец американской космической программы.
Через некоторое время Цяня обвинили в скрытых симпатиях к коммунистам. Лишенный гарантий безопасности и весьма разочарованный учёный попытался вернуться в Китай. Тем не менее, человек с таким обширным знанием жизненно важных военных секретов США не мог так просто покинуть страну — правительственные агенты задержали его в аэропорту и поместили под домашний арест на пять лет.
Наконец, в 1955 году ему было разрешено покинуть США в обмен на американских летчиков-истребителей, захваченных во время Корейской войны.
В последствии данный шаг был расценен американцами как очень глупый и недальновидный. Цянь был незаменим для развития ракетно-космических программ КНР. Его присутствие имело еще более важное значение после 1960 года, когда разногласия СССР и Китая положили конец техническому содействию со стороны Советского Союза. Ракетоносители серии «Великий поход», один из которых доставил первый китайский спутник в космос в 1970 году, были разработаны под руководством Цяня и по-прежнему используются по сей день.
В наше время Китай активно осваивает пилотируемую космонавтику. Запад по-прежнему занимает научно-технологическое преимущество и вполне возможно, что финансирование МКС будет продолжено после 2020 года, не в последнюю очередь потому, что русские и американцы не могут позволить Китаю быть единственной страной, постоянно присутствующей в космосе.
Однако хотя деньги и политическая воля на достижение космических высот сегодня в избытке — несостоятельность изоляции космической программы Китая — это лишь вопрос времени. И для человечества в целом он принесет большую пользу, ведь любые политические опасения меркнут при осознании того, что Земля — лишь крошечная частичка пыли в необъятной Вселенной.
13.02.2015
Комментарии