Современный Китай
Легизм
Центральным понятием легизма является закон – фа 法, который считается самым правильным способом управления обществом. Творить закон должен лично государь. Основоположником легизма был Шан Ян – государственный деятель и мыслитель, живший в 4 веке до н.э.
Центральными теоретическими памятниками легизма являются «Книга правителя области Шан», написанный Шан Яном и трактат «Ханьфэй-цзы» ученого Хань Фэя.
В «Книге правителя области Шан» была сформулирована программа реформ, позволяющая создать в стране сильную централизованную власть и усилить роль государства. Некоторые реформы были прямо направлены против простого народа – увеличение налогов, запрещение переселения, а некоторые – против чиновников – регламентация их деятельности, сокращение их численности, ужесточение наказаний. Реформы также были направлены против ученых, которых причисляли к бездельникам и наказывали и против торговцев, для которых был введен высокий налог.
Так же, как и моизм, легизм был против возвращения к древности. А Хань Фэй, развивая концепцию легизма в 3 веке, и вовсе считал, что не надо следовать древности, а смотреть в будущее. Можно сказать, что в некотором роде идеи легизма были успешны. Шан Ян сумел начать проведение своих реформ. Хань Фэй также был приглашен на государственную должность. Но закончили они оба плохо. Одного убили, другого подставили. После конца династии Цин, легизм никогда более не использовался в Китае так, как это было раньше.
Комментарии