Китайские рецепты
Трапеза в китайском стиле
Китайцы всегда придавали большое значение внешнему виду блюд, изысканности и утонченности всего, что сопровождает принятие пищи. Трапеза как особая наука и форма искусства не только породила множество кулинарных техник, но и отразила всю суть китайского национального характера.
Правила принятия пищи установились в Китае очень давно. Изначально китайцы питались два раза в день. Первую трапезу принимали обычно в районе девяти утра, вторую ― около четырех часов после полудня. Китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит изречение "不时不食", что можно перевести, как «нельзя есть в неположенное время». Во время правления династии Хань (206 г до н.э.― 220 г н.э.) благодаря развитию сельского хозяйства, жители Китая стали практиковать трехразовое питание. Каждая из этих трапез должна была быть свежеприготовленной. Западная традиция предполагает индивидуальную подачу блюд, тогда как в Китае вне зависимости от того, кто участвует в трапезе ― члены семьи, коллеги по работе или друзья,- все садятся вокруг одного стола и берут еду из общих блюд.
Первая посуда и утварь были в основном глиняными или керамическими и во время трапезы стояли прямо на земле. Позже появились низкие деревянные столики. На гадальных костях времен династии Шан ( XVII- XI вв. до н.э.) можно обнаружить иероглиф 席 xí (пиктограмма мата или коврика), который показывает, что в то время люди сидели на ковриках прямо на земле. Эти коврики были разные по размеру и длине и имели, как правило, квадратную или прямоугольную форму. Квадратные назывались "独坐" dú zuò (одиночное сидение) и предназначались для людей старших по возрасту или статусу. В распределении мест за столом существовала строгая иерархия.
Пожилые люди не могли сидеть рядом с молодежью, а знать ― с простолюдинами. Каждый участник трапезы имел собственный столик для еды. Практика индивидуального приема пищи продолжалась до поздних лет правления династии Хань (206 г . до н.э.― 220 г. н.э.). В городе Чэнду провинции Сычуань во время раскопок гробниц династии Восточная Хань (25 г. до н.э. ― 220 г. н.э.) были обнаружены настенные рисунки, изображающие трапезу того времени, где люди сидят за столами маленькими группами по 2-3 человека.
Во времена династии Тан (618-907 гг.) прежняя культура трапезы претерпела сильные изменения. Появились длинные высокие столы и стулья. На настенных рисунках в пещерах Дунхуан можно увидеть изображения этих столов, с которых ниспадают скатерти. На столах – ложки, палочки для еды, чашки, тарелки и другая утварь. Мужчины и женщины сидят вокруг стола на высоких скамьях и стульях, индивидуальная сервировка уступила место коллективной трапезе. Именно такой способ приема пищи сохранился до наших дней. Время сбора семьи и друзей за обеденным столом наполнено для китайцев атмосферой тепла и гармонии. Возможно, это связано с большим значением, которое китайцы придают кровному родству и родственным отношениям. Другое объяснение связано с тем, что традиционная китайская культура уделяет серьезное внимание гармонии «和» (hé). Совместный прием пищи способствует единению и располагает к общению, во время трапезы китайцы любят вести неторопливые беседы, обсуждать насущные дела; можно сказать, что обеденный стол для китайцев является связующим коммуникативным звеном на любом уровне.
В 2003 году, когда над Китаем нависла угроза распространения эпидемии атипичной пневмонии (САРС) в правительстве и в обществе всерьез обсуждали переход к индивидуальной сервировке в местах общественного питания. На какое-то время некоторые заведения действительно поддержали это начинание, однако как только эпидемия была взята по контроль, все вернулось на свои места.
Конечно, распространение западных ресторанов и фаст-фуда не прошло незамеченным для китайского общества, тем не менее, основные правила и ритуалы традиционной китайской трапезы остаются незыблемыми на протяжении многих сотен лет.
Полина Пекинская
Комментарии