Китайский язык
Почему Китай называют Поднебесной
Все мы как-то привыкли, что вторым именем нашего восточного соседа является красивое и таинственное определение «Поднебесная». Некоторые думают, что оно как-то связано с Тибетом и высокими горными плато. Однако это не так — понятие «Поднебесная» содержит более глубокий и философский смысл, однажды определивший мировоззрение китайского народа на тысячелетия вперед. Давайте проследим историю этого названия с самых первых времён возникновения китайской государственности и ненадолго окунёмся в события тех лет, чтобы понять, как зародилась Поднебесная империя.
Около пяти тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ древние племена, предки нынешних хань (государствообразующей национальности Китая) занимались земледелием и пасли свиней. Позднее, в бронзовом веке, эти народы, значительно укрепившись в ремеслах, основали своё первое государство — Шан. Что и говорить, благодаря трудолюбию, изобретательности, а так же, заимствованию с ближнего востока некоторых интересностей (таких как, боевые колесницы, злаки, коровы и овцы) шанское государство превосходило всех своих соседей в ремеслах и военной мощи. Шанские луки, говорят, были даже лучше, чем знаменитые английские.
Однако народ Шан верил не только в силу оружия и натруженных рук — в государстве был развит культ поклонения предкам — часто с кровавыми жертвоприношениями и сжиганием драгоценностей на ритуальных кострах. Предки, по поверьям, после смерти (если они были добродетельными) уходили на небеса, сливаясь с ними. А в ответ на подношения они просто обязаны были с небес помочь людям во всех житейских делах. Так как царство процветало, народ верил, а скорее, убеждался в помощи предков и усердствовал в своих ритуалах.
Окружающим народам оставалось только дивиться богатству и культуре Шан. Хотя многие «варвары» перенимали полезные особенности уклада государства, но больше всего этим отличился народ, находящийся западнее — Чжоу. Чжоуцы не только высматривали что получше — они хотели целиком и полностью влиться в культуру Шан, совершенствуя свои ремесла, армию и, конечно же, вводя шанский культ поклонения предкам.
Первый правитель Чжоу — Цзи Ли, был добрым другом государства Шан, и даже получил от шанского вана (короля) звание «Правитель Запада». Однако сын Цзи Ли — Вэнь-ван не только перенимал всё лучшее от Шан — он так же готовился к войне, сколачивая коалицию из соседних народов. Однако войну эту начать после его смерти пришлось уже сыну — У-вану. В то время, как шанский правитель, забросив государственные дела предавался пьянству и разврату, армия коалиции наращивала свою мощь и, однажды, переправившись через Хуанхэ, разбила армию шанского вана. Шанский ван с горя сжёг себя в своём дворце, а его наложницы повесились в саду.
У-ван вошел в столицу и обнаружил лишь сына шанского правителя. Он пожалел мальчика и даже сделал его правителем всей территории Шан, оставив, однако, двух своих братьев присматривать, а сам вернулся в Чжоу. И там же скоропостижно скончался, предварительно назначив царем своего малолетнего сына. Стать регентом, а, следовательно, и управлять, был призван брат У-вана — Чжоу-гун. Он-то и станет ключевой фигурой в нашем повествовании.
Дело в том, что народ государства Шан взбунтовался сразу же после смерти У-вана, и Чжоу-гуну пришлось вести долгую борьбу за Шан снова. Победив, он вернул доверие народа и, из милости к побеждённым, просто расселил всех по территории нового государства Чжоу.
Мудрый Чжоу-гун сохранил культ почитания предков, при этом выдвинув новую судьбоносную идею — концепцию Мандата Неба. Она заключалась в том, что именно небо (слившиеся духи предков) приводит к власти наиболее достойного, давая такое же право и его потомкам до той поры, пока они не растратят свою добродетель и благодать, увлекшись развратом и злыми делами (как последний правитель Шан). При таком исходе Небо свой Мандат забирает и передаёт его самому достойному и благодетельному человеку, делая его новым правителем царства. Так как Небо одно на весь мир, оно наделяет Мандатом лишь одного правителя единого вселенского государства — Поднебесной. Вселенское государство — это не господин над всеми остальными, а духовный центр, сосредоточение всех путей и смыслов. Именно благодаря Чжоу-гуну Китай становится Поднебесной — страной, где правитель — сын и ставленник Неба, а добродетель — его единственная опора.
Комментарии