Традиции
Хунвэйбины (红卫兵)
Само понятие «хунвэйбины» (红卫兵) появилось в Китае практически одновременно с началом культурной революции, в 1966 году. Первоначально эту группу образовали 40 учащихся пекинской средней школы Цинхуа. На возникновение хунвэйбиновских отрядов существует две точки зрения: одни считают, что они возникли случайно, другие – что это было тайно подготовлено Мао Цзэдуном и его сподвижниками. В любом случае, Мао Цзэдун рассматривал их как средство помощи в осуществлении культурной революции. Чтобы было более понятно, скажу, что хунвэйбины это в полном смысле слова карательные отряды, которые, по указу сверху, рассылались в различные уголки страны для разгрома партийных организаций и преследования «инакомыслящих».
В августе 1966 года Мао Цзэдун и его сторонники устроили митинг хунвэйбинов, на котором выразил им слова поддержки. Практически на три года прекратились занятия в университетах, средних, а затем и начальных школах.
Таким образом началась работа хунвэйбиновских отрядов по всему Китаю. Они избавлялись от всех названий, которые каким-либо образом указывали на прошлое. Переименовывались улицы, рестораны, магазины, школы, институты и т.д.
Были выработаны «100 положений хунвэйбинов», среди которых были следующие:
- пропаганда идей Мао Цзэдуна и культ его личности, повсеместное использование его изречений и всюду прикреплять таблички с его изречениями (иногда доходило до абсурдного – каждый велосипедист должен был иметь табличку с его изречениями, а каждый житель Китая должен всегда иметь при себе сборник его высказываний).
- прекратить признавать авторитет главы семьи
- люди, причисленные к «нечистым категориям» (бывшие помещики, праве элементы, кулаки, контрреволюционеры и их дети) должны были при выходе из дома надевать табличку со словами «нечисть».
Возрастных рамок для вступления в отряды хунвэйбинов не существовало, поэтому нередко в их ряды входили даже маленькие дети.
В том же августе 1966 для контроля над деятельностью хунвэйбинов был создан «Первый штаб». «Первый штаб» объединял различные университеты и институты страны.
Надо сказать, что из-за вовлеченности в Культурную революцию большого количества людей, в самих хунвэйбиновских организациях началось размежевание. Часть людей стали защищать своих родственников, также подвергающихся нападкам. Уже с начала сентября 1966 года закрываются газеты и журналы, не посвященные делу хунвэйбинов. Зато появляется огромное количество хунвэйбиновских газет, которые печатались на том же оборудовании, которое отобрали у закрытых газет и журналов.
По всей стране прокатилась волна стычек рабочих и крестьян с хунвэйбиновскими отрядами. Когда стало ясно, что хунвэйбины выполнили свою задачу и более уже не нужны, Маоцзэдун и его окружение расправились с ними так же жестоко, как и они расправлялись ранее с противниками Мао.
По материалам статьи В. Н. Усова «Хунвэйбины – штурмовые отряды маоистов».
Комментарии