Традиции
Хотей, или Смеющийся Будда
Смеющийся Будда (Хотей) стирает культурные различия между китайцами, японцами, индийцами, а теперь и западным миром, поскольку миллионы поклонников фэншуя на западе уже успели полюбить этот веселый символ удачи.
В любой индийской тканной лавке его знают как «счастливого человечка» — на протяжении долгих лет носил он это имя, а в настоящее время даже полуграмотный уличный торговец скажет вам, что упитанный весельчак — это не кто иной, как Смеющийся Будда (на китайском 笑佛 xiào fú). Китайцы, зовущие его «Хотей» или «Будай», верят, что весельчак на самом деле жил в Китае более тысячи лет назад и являлся реальным буддийским монахом.
Весёлый, вечно смеющийся монах Хотей стал своеобразным символом хорошего настроения: любой унылый серый день становится светлей от одного только взгляда на блестящее шарообразное пузо, лысину и веселое пухлое лицо, всеми своими морщинками излучающее искреннее веселье.
Считается, что происхождением Смеющийся Будда, или Хотей, обязан буддийским и синтоистским религиозным верованиям, истоки его появления можно проследить еще со времен китайской династии Поздняя Лян. Давным-давно жил буддийский монах, известный под именем Цицы (契此 qiècǐ), он и послужил прототипом для всем известного Хотея, Смеющегося Будды, «счастливого человечка» или Майтрейи.
Цицы рассматривался в качестве Будды Грядущего (Майтрейя), но из-за своего большого выступающего живота, он был карикатурно изображен как «Смеющийся Будда».
С 15 века Хотей также является одним из семи японских синтоистских богов удачи.
В древности буддийские монахи проповедовали свою религию в Японии, пытаясь найти верный путь к сердцам местного синтоистского населения. Декларируя буддистские принципы на примере синтоистских ками, монахи преуспели в представлении буддизма, как такой же безусловной истины. Ками рассматривались синтоистами как боги и объекты поклонения. Буддийские монахи использовали это верование для демонстрации общей буддийской практики, таким образом возымев большое влияние на местное население. Впоследствии, буддизм стал широко распространён в Японии. Однако ей одной дело не ограничилось – буддизм стал частью еще и китайской культуры. У входа в любой китайский буддийский храм обычно находится статуя Смеющегося Будды, которому поклоняются, как богу удачи и процветания.
О Хотее так же известно, что он постоянно ходит с мешком, доверху наполненным сокровищами, конфетами для детей, едой и подарками для бедных. Иногда его изображают сидящим на повозке, запряженной юношами, а иногда — размахивающим веером, исполняющим желания. Огромный толстый живот Хотея — это символ счастья, удачи и щедрости.
Другой предмет, который часто можно видеть вместе со Смеющемся Буддой — это миска для подаяния, символ, отсылающий к буддийской философии.
Интересно, что на китайском и на японском языках название весельчака пишется одинаково и переводится схоже: 布袋 — «холщовый мешок», а в японском еще и «обжора», однако на японском эти иероглифы звучат как «Хотей», китайцы же произносят их как «Будай» bùdài.
Считается, что если потереть живот Хотея, то удача и богатство неизбежны. Хотей украшает множество домов, храмов и ресторанов. В качестве одного из семи счастливых богов он стал символом довольства и процветания.
Одним из главных заблуждений западного человека относительно Хотея является отождествление Смеющегося Будды с Буддой Гаутамой, основателем буддизма. Будда Гаутама (настоящее имя Сиддхартха) родился в Лумбини (Непал) около 2500 лет назад. Смеющийся Будда является одним из буддийских монахов, последователем религии, основанной за 1500 лет до его рождения.
«Будда», что значит «просвещённый», не единственный в своём роде — считается, что существовало 7 будд. Шесть предшественников Гаутамы были затворниками, уединённо медитировали и ушли из мира так и оставшись неизвестными. Гаутама Будда был седьмым, он же привлек внимание общественности, основал буддизм и широко проповедовал своё учение.
Комментарии