Традиции
История китайского цирка
На заре 21-го века китайский акробатический театр раздвигает границы возможного в цирковом искусстве. Именно гимнасты из Поднебесной, воспитанники иной, хоть и параллельной цирковой традиции парят сегодня под куполами самых посещаемых цирков мира.
Китайских акробатов можно увидеть во многих западных цирковых представлениях, однако китайский акробатический театр — кузницу этих талантливых кадров — часто ошибочно называют «цирком». Хотя в чем-то они и похожи: те же жанры, тот же исторический контекст бродячих артистов, дающих представления в большом шатре, но китайский цирк формировался отдельно от всех остальных, взрастая на почве традиций и культуры Поднебесной.
Исторически сложилось так, что основная разница между цирком и китайским акробатическим театром заключается в содержании шоу и месте его проведения. В то время, как западный цирк представлял из себя, в основном, шоу на конях с акробатическими элементами, китайский акробатический театр всегда являлся именно акробатическим и не включал в себя любые формы дрессировки животных, будь то кони или другие, хотя джигитовки и дрессированные животные существовали в Китае, но отдельно от акробатических выступлений. Кроме того, до недавнего времени на представлениях китайского акробатического театра нельзя было увидеть даже воздушные этюды.
Что касается места выступления, здесь существует своя специфика: благодаря конной программе классический западный цирк выступал на круглой арене (отсюда и название), в то время как китайский акробатический театр традиционно давал представления на сцене. Следует лишь отметить, что ранние европейские и американские цирковые помещения часто содержали как арену для животных, так и сцену для акробатических этюдов и пантомим.
Перекрестное опыление
Китайская Народная Республика — огромная многонациональная страна, уходящая корнями в эпоху древних цивилизаций с многовековой историей и блестящей культурой. На протяжении тысячелетий ее народы создавали множество форм исполнительского искусства, каждая из которых характеризуется разнообразием направлений и стилей. На протяжении веков шлифовались навыки, необходимые в каждом конкретном виде искусства.
Хотя Китай и контактировал с неазиатскими странами уже две тысячи лет назад, иностранное влияние поглощалось и приобретало китайский флер исключительно в интересах эволюции китайского искусства. В этой особенности заключается самое главное отличие между китайской и западной культурными традициями: последняя более открыта для всего нового, в то время как первая стремится к максимальному совершенствованию уже существующих и интеграции новых элементов с традиционным укладом.
Китайский акробатический театр веками следовал этой модели развития, в то время как европейские и американские цирки и цирковые артисты были в постоянном поиске новых элементов и технологий (частично обусловленном коммерческими нуждами), китайские акробаты в конечном счете ограничили свой репертуар строго заданным количеством ролей (тем не менее, он включает более двухсот разновидностей, что не может не вызывать уважения), беспрестанно совершенствуясь и увеличивая сложность трюков в постоянной гонке за неуловимым совершенством.
Европейские цирковые труппы впервые посетили Китай в начале девятнадцатого века. Они, конечно, оставили свой след в искусстве Поднебесной, но их турне привели скорее к экспорту китайских акробатических трюков, таких как балансирование на шесте или крутящиеся тарелочки, на запад, а не к тому, чтобы дополнить китайскую акробатическую традицию. Исключением, разве что, можно назвать «акробатический велосипед» — одно из редких западных дополнений в классическом китайском репертуаре.
Китайские странствующие артисты, однако, уже встречались со своими европейскими коллегами на гигантских средневековых ярмарках восточной Европы, где и завязалось «перекрестное опыление» между западной и восточной акробатическими школами. Но после исчезновения этих ярмарок в восемнадцатом веке европейские и китайские цирковые традиции пошли разными путями.
Шоу ста навыков
Исторические заметки, рисунки и росписи в гробницах и гротах (например, резьба, обнаруженная в гробнице династии Хань, город Чэнду, провинция Сычуань) дали представление о зарождении китайской акробатики, произошедшем более двух тысяч лет назад в период Воюющих царств. Она развивалась, в основном, во времена династий Цинь и Хань (221 до н.э.-230 г. н.э.) и достигла значительного уровня качества и изысканности во времена династии Западная Хань, эволюционировав от простой демонстрации навыков к исполнительскому искусству с богатым и эклектичным репертуаром, включающем кувырки, балансирование с шестом, крутящиеся тарелочки, танцы на канатах и многое другое. Такие акробатические спектакли был известны как «шоу ста навыков».
Многие из китайских акробатических этюдов взяли начало из повседневной жизни китайского народа, особенно китайских крестьян. Акробаты, обладающие удивительной физической силой и ловкостью впервые появились на ежегодном праздновании Дня Урожая при династии Хань. Китайские фермеры и сельские ремесленники из-за избытка свободного времени в течение долгих зимних месяцев решили потратить его на укрепление своих позиций в обществе, став акробатами, жонглерами, танцорами на канатах и балансировщиками.
Они практиковали этот новый вид искусства со всем, что попадалось им под руку: чашки, блюдца, тарелки, столы, стулья, вилы и многое другое. Но самым главным инструментом были, конечно, их собственные тела, из которых они, собравшись в группы, строили колонны и пирамиды, с веселым задором пытаясь сделать шоу более привлекательным. Здесь сказалось китайское чувство юмора: комедия всегда была частью этих древних шоу.
Провинция Хэбэй, расположенная на равнинах северного Китая и граничащая с Бохайским морем на востоке считается «колыбелью акробатических искусств» — местом, где две тысячи лет назад возникла китайская акробатика. Столицей провинции является город Шицзячжуан, что около 250 км к юго-западу от Пекина. Хэбэй славен природными красотами и богат историческими достопримечательностями. Подобная среда, по-видимому, и стала идеальным местом для зарождения этого необычного вида искусства.
Так, каждый год осенью китайские крестьяне участвовали в праздновании Дня Урожая. Именно тогда простые люди могли показать свои навыки, увлекательно и весело исполняя отважные и ловкие трюки. Со временем, эти трюки закрепились в специфических ритуалах, которые в итоге переросли в цирковое искусство.
Например, «танец льва», один из основных элементов китайского акробатического театра, возник из танца, исполняемого крестьянами после хорошего урожая. Это был ритуал выживания, в котором танцоры демонстрировали свою силу и ловкость, сравнимые со львиными, чтобы отождествить природу, которая дала им пропитание на зиму. Первоначально, символика танца была одинакова по всему Китаю, и поэтому таковой же оставалась форма. Но момент ее трансформации из ритуала в акробатический этюд варьируется от одной провинции к другой.
Как и европейские коллеги, китайские акробаты начинали работать локально, и когда они стали понимать, что своими выступлениями могли бы зарабатывать себе на жизнь, то отправились в путь, перемещаясь с одной деревенской площади на другую, в конце концов, добравшись до восточно-европейских городов. Они также участвовали в фестивалях, а лучшие из них — в придворных увеселениях. В конце концов, акробаты разработали общий репертуар, который не менялся на протяжении веков, но, конечно, развивался в плане техники и профессионализма.
Специальности китайских акробатов
Китайский акробатический театр состоит из различных акробатических специальностей, которые развивались в Поднебесной своими особым путем. «Танец льва» — один из самых узнаваемых элементов — выполняют несколько акробатов: двое под костюмом «большого льва» и один под костюмом «малого льва» — таким образом изображаются львиная сила и ловкость с одной стороны и тихий игривый характер с другой. Этюд произошел от старого народного китайского танца, и, как правило, изобилует символикой, которая обычно ничего не говорит аудитории, не знакомой с тонкостями китайской культуры. В том же ключе китайские акробаты выполняют «танец дракона» под костюмом змееподобного существа.
Трюки на велосипедах «приехали» в Китай в девятнадцатом веке, но китайцы и здесь постарались придать новым элементам свой восточный колорит, еще раз подтверждая идею о внутрикитайской эволюции акробатики. Элементы выполняются на неподвижных (балансирование одним или несколькими акробатами), либо на движущихся велосипедах и моноциклах. Наиболее зрелищным этюдом в «китайских велосипедах», конечно же является «павлин», когда большая группа акробатов, едущих на одном велосипеде перестраивается в форму, напоминающую цветной павлиний хвост.
Туго натянутые и свисающие канаты также произошли от традиционных веревочных танцев, которые появились в Китае в эпоху династии Хань (206 г. до н.э.-220 н.э.), более 2000 лет назад.
Как это не странно, но магия тоже является частью китайского акробатического театра, в его более древней традиционной форме: маг носит просторный халат из под которого он или она выбрасывает множество чаш всех размеров с плавающими в них живыми рыбами, либо жаровни с горящими огнем; ловля рыбы в воздухе также является частью репертуара китайских магов, наравне с карточными фокусами.
Еще один основной элемент китайской акробатики — обруч. Обнаружилось, что уже в эпоху династии Хань трюки с обручем исполнялись и были известны под названием «игры ласточек», потому что артисты должны были имитировать движения ласточек, прыгать через узкие кольца, установленные друг над другом. Китайцы теперь называют его «лихость сквозь узкость» (дословный перевод).
Еще одним из основных элементов китайской (и не только) акробатики, конечно же, является кувырок, известный в Китае как ушу. Использование качель-балансиров для прыжков также является старым китайским трюком (который, возможно, возник в Корее) с международным флером.
Жонглирование — на этот раз однозначно китайский акробатический этюд, представляет собой вращение каната с двумя наполненными водой чашами, прикрепленными к его концам; всю эту конструкцию жонглер подбрасывает в воздух и выполняет акробатические прыжки прежде, чем снова поймать канат руками или ногами и опять подбросить. Независимо от движений жонглера, канат никогда не останавливается вращение, и вода не проливается.
Трюк «Лазанье по шесту» также известен на западе как «китайский шест» — это еще один уникальный элемент традиционной китайской акробатики: он был описан еще около 1000 лет назад.
Акробатические искусство в Китайской Народной Республике
После образования Китайской Народной Республики в 1949 году, правительство, следуя политике «ста цветов», подготовило ренессанс старого акробатического театра. В каждой провинции были созданы акробатические коллективы, а в каждом крупном городе основаны свои театры. Обучение производилось (и до сих пор производится) в труппе, старые артисты обучают новое поколение.
Все это привело к грандиозному возрождению китайской акробатики, цирковые труппы стали выезжать за рубеж, завоевывая иностранную аудиторию. Китайское правительство помогает раскрывать потенциал: акробатические труппы создаются в армии и даже в железнодорожных корпорациях. Со временем, каждая труппа приобрела свой собственный специфический стиль и репертуар, коллективы начали конкурировать за господство в разных жанрах. Их усилия, контролируемые правительственной организацией, не остаются без награды.
Замечательные результаты, достигнутые после 1949 года подверглись тяжелому удару китайской культурной революции (1966-1976). Но она не сломила дух китайского акробатического театра, вновь воспарившего к новым высотам после: отреагировав на десять лет сокращения китайских элит, правительство заменило чиновников, которые возглавляли труппы ведущими акробатами, тем самым еще больше поощряя художественное развитие. И когда Китай в конечном итоге начал открываться для западного мира в 1980-х, перекрестное опыление между востоком и западом вновь заработало самым впечатляющим образом.
Новый китайский акробатический театр
Основные цирки стали нанимать китайских акробатов для своих шоу уже не для экзотики, как это было, в основном, до Второй мировой войны, а потому, что китайские акробаты не требовали многого и, что более важно, их выступления очень нравились зрителям. Канадский Цирк дю Солей, в частности, стал нанимать китайских артистов в 1994 году для шоу Alegria. Там их попросили резко изменить свой стиль и адаптироваться к конкретным требованиям очень успешного шоу.
Такой опыт, больше, чем любые другие, повлиял на китайский акробатический театр. Акробатические коллективы стали понимать, что их традиционные выступления с причудливыми (для запада) костюмами, символизмом и музыкой, были не тем, чего искали крупные потенциальные работодатели, такие как Цирк дю Солей, Ринглинг Бразерс или Барнум и Бейли; большие цирки были заинтересованы в удивительных навыках китайских акробатов, их работоспособности и головокружительных трюках, которые было бы неплохо использовать в собственных постановках. Экзотический элемент давно ушел на второй план.
Китайские акробатические труппы не только стали полностью доступны для найма цирками всего мира, но и сами начали развивать новый оригинальный стиль, вдохновленные Цирком дю Солей. Армейская труппа из Куньмина (провинция Юньнань), гуандунская труппа (армейская труппа Гуанчжоу), труппа Даляня (провинция Ляонин) и Пекинская китайская труппа являются одними из многих театров, которые сегодня добавляют щедрые очки в «новый стиль», возможно, напоминающий по зрелищности Цирк дю Солей, но имеющий по-настоящему китайский колорит, главным образом, благодаря умопомрачительному уровню квалификации артистов и удивительным трюкам.
После более чем двух тысячелетий практически неизменной традиции, китайский акробатический театр, как и сам Китай, пережил полное преобразование на заре двадцать первого века. Оно пришло с пониманием того, что в глобальной цивилизации не только колорит и традиции, но и талант, постоянно превосходящих себя артистов делает их лучшими в своей специальности и в глобальном цирковом сообществе.
Дополнительно по теме: видеозапись шоу китайского цирка в Пекине
Комментарии