Традиции
Творчество Мао Дуня, Чжан Тяньи, Бин Синь
Мао Дуня, Чжан Тяньи и Бин Синь связывает то, что они прошли через Культурную революцию. Их литературу называли «литератуой шрамов» - они писали об ужасах Культурной революции.
Чжан Тяньи (1906-1982) - получил классическое образование, рано пришел в литературу, жил в Нанкине, Шанхае. Рано почувствовал свою способность писать, стал искать работу в журналах. Так как никуда не выезжал, другие страны не оказали на него никакого влияния. Продолжил сатирическую линию в китайской литературе. В отличие от юмора Лао Ше у Тяньи гротеск, желание увеличить до абсурда отрицательные характеры. Но его гротеск – это гротеск, смешанный с реализмом.
Примкнул к левому крылу писателей.
2 главные черты в его произведениях:
-жесткий реализм (трудности войны)
-сатира, гротеск (в описании жизни той части общества, которой война не коснулась).
Повести: «Праздник поминовения усопших», «Записки из мира духов», «В городе», сказка - повесть «Линь Большой и Линь Маленький». Он был и детским писателем, т.к. считал, что очень важно воспитание.
Мао Дунь - настоящее имя Шень Эньбин. Родился в 1896, в 1915 уже был сотрудником крупнейшего издательства. Его отправляют в отдел переводов - знакомится с Пушкиным, Золя, Толстым, Чеховым, Мопассаном, Диккенсом.
Начинает писать сам, с критических статей. Особенно любил Горького.
Знаменитая трилогия «Затмение». Состоит из 3-х романов:
1)«Разочарование» 1927
2)«Колебание» 1928
3)«Поиски» 1929
Романы «Разочарование» и «Колебание» - о первой китайской революции и ее крахе.
Самый известный роман - «Перед рассветом». Он о судьбе китайской буржуазии в условиях все нарастающей иностранной экономической экспансии. Конфликт, отражающий реальное усиление американских монополий в Китае.
Се Бин Синь (1900-1991)
Бин Синь была эссеистом, переводчиком, детской писательницей. Первые стихи опубликовала в 1919 г., после Движения Четвертого мая.
2 сборника: "Звезды" (1921) и "Бешеные воды"(1923).
Родоначальница нового по форме и содержанию жанра. Соединила классический китайский стих, японские стихотворные формы танку и хокку и добавила христианские мотивы. Писала короткие стихи (сяоши), не подчинявшиеся размеру (в строчке могло быть от 2 до 15-16 иероглифов).
В начале 20 века христианство играло значительную роль в формировании мыслей китайцев. После переезда вместе с семьей в Пекин, Бин Синь поступила в колледж для девочек. В 1921 г. отправилась в Америку учиться. В 1926 году получила ученую степень магистра литературы. Большое воздействие на нее оказали миссионерские проповеди.
Ее творчество - католические идеи, взращенные на китайской почве: попытки решить глобальные проблемы (например, социальные) через обращение к Богу, проповедование христианских ценностей. Творчество Бин Синь нашло отклик в сердцах читателей. Мысли Бин Синь были новы, но увлекательны, соответствовали времени.
В 20 лет заболела чахоткой. Будучи больной, стала писать эссе (санвэнь). Эссе "Мандариновый фонарик", "Мама".
1922-1927 - цикл "Письма маленьким читателям", цикл "Вновь пишу маленьким читателям". Описывала свои впечатления о жизни в Америке. Стала считаться не только поэтессой, мастером эссе, но и детской писательницей.
Затем она вернулась в Пекин, стала преподавать в Пекинском университете. Вышла замуж, родила троих детей. В это время почти не писала. Ее произведения очень сложно перевести.
Бин Синь общалась с Лао Шэ, Чжан Тянь-и. В конце 80-х написала об этом.
1945 г. - началось победное продвижение КПК. Вместе с мужем уезжает в Японию.
Многие китайские интеллигенты тоже покинули родину.
Октябрь 1949 г. - образование КНР. Правительство обратилось с призывом к уехавшим писателям вернуться на родину. Все вернулись. Молодой республике нужно было утвердиться в мире, и для этого нужны были глашатаи - писатели. Писателям стали предлагать высокие посты, но это не навязывалось. 1949-1959 гг. - писатели стали входить в состав делегаций, выезжающих за рубеж. Ба Динь, Лу Синь, Бин Синь приезжали в Россию.
Го Можо, Ба Динь, Се Бин Синь стали писать о жизни в стране, обо всех изменениях.
Когда началась культурная революция, все (кроме Го Можо) оказались ее жертвами: подверглись жестокой критике, писателей заставляли публично каяться в своих грехах (идеологического характера), жгли их произведения. Все писатели были сосланы на трудовое перевоспитание в деревни. С 1976 г их вернули обратно. С 1978 г. получили возможность писать. Бин Синь было около 80 лет, она была окружена удивительным почетом. В конце 80-х вспоминала в эссе, как пережила культурную революцию.
Комментарии