Туризм
Жанровая классификация репертуара
Репертуар пекинской музыкальной драмы многообразен и включает произведения различных жанров. Наиболее традиционным взглядом на репертуар классического театра в самом Китае и за его пределами является деление пьес на военные и гражданские, что непосредственно влечет за собой различные приемы сценического мастерства и особенности актерского движения. Подробный тематический анализ репертуара традиционного театра цзацзюй был предпринят к началу XV века Чжу Цюанем в трактате «Великая гармония», который делил пьесы на следующие классы:
- о небожителях и превращениях духов (в основе лежать даосские предания);
- об уходе от мирской жизни и самосовершенствовании на лоне природы;
- о государях и сановниках (сюжеты брались авторами из прошлого);
- о верных и преданных сановниках, доблестных мужах;
- о почтительных и верных; о порицании коварства и клеветы;
- об изгнанных сановниках и сиротах; о битвах и схватках;
- любовные истории;
- о горести расставания и радости встреч;
- о женщинах легкомысленного поведения;
- сюжеты о буддах и демонах (заимствованные из буддийских легенд).
Классификация Чжу Цюаня представляет интерес и как первая попытка дать тематический анализ драм цзацзюй, и как подтверждение преемственности юаньской драмы с искусством народных рассказчиков и повести хуабэнь. В XVIII-XIX вв. классификация была повторена в трактате Юй Вэйчэня и Гун Жуйфэна «Зеркало души», переименованным позднее в «Истоки грушевого сада». Следует указать на одну из последних классификаций пьес пекинской музыкальной драмы, известную по работам современного китайского искусствоведа Тао Цзюньци. Ученый выделяет следующие классы пьес:
- гражданские пьесы;
- военные пьесы;
- пьесы, в которых действуют главным образом положительные герои;
- пьесы, построенные на пении;
- пьесы в основе которых лежит игра актера;
- пьесы, в которых одинаково важны пение и игра актера;
- пьесы, состоящие из нескольких актов;
- бэньси или ляньтайбэньси (комические пьесы);
- маленькие пьесы;
- трагедии;
- комедии;
- пьесы, в которых комедии сочетаются с трагедией.
Guangmei
Использованы материалы книги: Серова С.А. Пекинская музыкальная драма. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971.
Комментарии