Туризм
Ван Сичжи
Ван Сичжи
Ван Сичжи (кит. 王羲之, 303, Линьи, Шаньдун — 361, Хуэйцзи, Чжэцзян) — китайский каллиграф.
Биография
Каллиграф эпохи Восточная Цзинь (317-419 гг.). Второе имя И Шао, уроженец округа Ланья Линь-и (современный Шаньдун), затем жил в местечке Хуэйцзи Шань-инь (современный Чжаосин в провинции Чжецзян).
Учился у знаменитой госпожи Вэй (Вэй Шуо). Служил при дворе, дойдя до должности полководца. Его оригинальные работы не сохранились, но дошли в позднейших копиях. Был прозван «Богом каллиграфии», превратился в героя популярных рассказов. Каллиграфами стали и семь его сыновей, из которых наиболее известен младший, Ван Сянчжи, позднее их c отцом называли «Два Вана». Шитао писал:
Как ни жаль, я не придерживаюсь методов двух Ванов, впрочем два Вана тоже не придерживались моих методов.
В хуэйцзюньской истории он известен не только как каллиграф. В качестве чиновника Ван Сичжи дослужился до весьма видной должности полководца, что-то вроде современного генеральского чина. В народе его так и называли - генерал Ван.
В ранние годы ему довелось учиться у Вэй Фужэнь. Повзрослев, Ван Сичжи, многому обучался сам, просматривая каллиграфию знаменитых мастеров предыдущих эпох, дополняя и развивая их стили, что в результате сделало его реформатором каллиграфической школы. Он обогатил библиотеку искусства китайской каллиграфии новыми образцами иероглифов, структура и техника написания которых близка к совершенству. Наставником в стиле скорописи для него стал Чжан Чжи, в уставном письме Ван Сичжи усваивает силу и концентрацию мастера Чжун Яо. Сравнивая древние каноны с метаморфозами ханьской эпохи, вэйской естественностью в письме "ветра в каллиграфии", он фактически внёс новое течение в искусстве каллиграфии, создав шедевры иероглифического письма кистью и тушью, служащие классикой для современных мастеров. Критики назвали его манеру скорописи "концентрированной эклектикой, выполненной густой тёмной тушью" (говорят, что помощники мастера раз по восемь за день меняли воду в огромной бочке, где мылись кисти), с внимательной прорисовкой тончайших деталей. Стиль письма уставным почерком Ван Сичжи получил название "мощь и ловкость в плотной форме" (имеется в виду форма иероглифов). Его курсивное письмо, в свою очередь, было оценено, как "изящное и энергичное, тысяча изменений и десять тысяч превращений, естественность природы".
Благодаря таланту Ван Сичжи, каллиграфическое искусство раздвинуло границы представления о возможностях владении кистью. Его каллиграфия стала одной из исторических драгоценностей, и отозвалась настолько сильным эхом, что Ван Сичжи был прозван, как "Шушэн" - Святой Каллиграф.
Фрагментов почерка Ван Сичжи сохранилось достаточно много, известны такие его работы, как "Лэ И Лунь" (Суждения о смелости и радости), "Лань Тин Сюй" (Орхидеевая беседка - вступление), "Ши Ци Пу" (Семнадцать свитков) и другие, не менее знаменитые полотна. Поколения сохранили до наших дней и контурные копии его иероглифов, такие как "Куай Сюэ Ши Цин" (Снег, солнце - радость), "Фэн Цзюй" (Дарю мандарин), "Сан Луань" (Смуты и лишения), "Кун Ши Чжун" (Среди сопровождающих Конфуция) и другие.
Произведения
Наиболее знаменитое произведение Ван Сичжи — предисловие к антологии «Стихотворения, сочиненные в Павильоне орхидей».
- Ци Байши
- Сюй Бэйхун
- Вэнь Цзябао
- Ху Цзиньтао
Комментарии