Туризм
Поэзия эпохи Тан
В эпоху Тан (618-907) происходит небывалый подъем литературы. Она считается золотым веком китайской поэзии. Именно в это время свой талант продемонстрировали такие великие китайские поэты, как Ли Бо (701-762), Ду Фу (712-770), Бо Цзюй-и (742-846) и Ван Вэй (699-759).
Ли Бо
Ли Бо был сыном торговца. Он не сдал экзамены, не служил. В 30 лет стал писать стихи. Ли Бо совершил переворот в стиле китайского стихосложения. Создает группу «Шестеро беспечных у реки в бамбуках», позднее присоединились еще 2 человека, стали называться «Восемь бессмертных пьяниц». Они ушли в горы, писали стихи и пили вино. Прославившись, он был приглашен к императорскому двору. Правда, карьера его оказалась недолгой. Он был поглощен переворотом во дворце и в итоге сослан на восток. В своей поэзии Ли Бо выступает как бунтарь-одиночка, стремится к прекрасному и справедливости.
Ду Фу
Ду Фу жил во времена начала упадка Танской империи. Не мог сдать экзамен, так как был бедным. Все, что он видел вокруг себя – гнет, социальное неравенство, голод, несправедливость отразилось и в его творчестве. При дворе Ду Фу был недолго. Его изгнали. Он скитался и голодал. В своих стихах он поднимал тему социального неравенства, несправедливости, вставал на защиту униженных. Самые известные произведения: «Военные колесницы», «Красавица» (о Ян Гуйфэй). Ду Фу - первый в истории Китая поэт, заговоривший не о своих бедах, а о несчастьях простых людей. Известна его поэма «Стихи в пятьсот иероглифов о том, что у меня было на душе, когда я отправлялся из столицы в Фынсянь». В ней он осуждает чиновников:
«Вина и мяса
Слышен запах сытый
А на дорогах –
Кости мертвецов».
Ван Вэй
Ван Вэй начал слагать стихи в 9 лет. В 19 лет сдал экзамен, получил должность. Преподнес стихи дочери императора. Во время восстания Ань Лушаня присоединился к мятежникам, но избежал наказания, т. к. наследник восхищался его экспромтами и не смог его казнить. В живописи и поэзии чувствуется соединение буддийских и даосских мотивов. Ван Вэй занимался изучением танского искусства.
Бо Цзюй-и (имя Цзюй-и – «прожить легко»)
Его предки – литераторы и чиновники. Получил высшую учёную степень, был призван ко двору. Описывал беды крестьян, стыдился своего благополучия.
В своих произведениях «Новые народные песни», «Циньские напевы» Бо Цзюй-и выступал против налогов, продажности чиновников, бесчинств местных князей, самоуправства евнухов. Он писал простые, ясные стихи, понятные простым людям. Враги Бо Цзюй-и, обозлённые его стихами, добились его ссылки в Цзянчжоу: там он пишет стихи, полные тоски по родине.
Поэма «Пипá» - сочувственное изображение женщины. Он был очень известен: ему подражали поэты Японии и Кореи, его стихи служили образцом на экзаменах.
В это же время (8-12 вв.) в литературе наблюдается явление «возвращения к древности». После 3 в. в поэзии появилось много нового. До этого были «ши» и ритмическая проза; после 3 века – стремление к упрощению языка, желание сделать более понятными классические книги. Появляется новый стиль - замена высокого языка древности элементами живого разговорного языка.
Комментарии