География Китая
Композиция грима
Грим - искусство изменять внешность актера (в первую очередь лицо) в соответствии с требованиями исполняемой роли. Гримом также называют особые профессиональные гримировальные краски, используемые в театре.Пекинская музыкальная драма разработала целую систему грима, история которого восходит к образцам многоцветной маски грима юаньского и минского театров, значительно усложняя его рисунок, цвет и орнаментальную символику. Многолетнее развитие искусства грима сформировало общепринятые условности способов гримировки и его символического значения.
Традиционный китайский театр сохраняет "условный" тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске. Принципы условного грима основаны на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа. Гримировальные краски меняют лицо актера и позволяют достичь нужного эффекта. В пекинской опере грим чрезвычайно многообразен и зависит от трактовки образа.
Грим в пекинской опере заметно отличается от функций масок. О гриме-маске в китайском театре можно говорить, касаясь круга ролей, принадлежащих амплуа «раскрашенных лиц» (хуалянь).
![пекинская опера - грим](/content/images/0/grim-1.jpg)
![пекинская опера - грим](/content/images/0/grim-2.jpg)
![пекинская опера - грим](/content/images/0/grim-3.jpg)
Грим героев шэн и дань не заключает особого символико-смыслового значения. Его роль для этих амплуа в большинстве случаев состоит в том, чтобы придать сценическую выразительность внешности персонажа.
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-4.jpg)
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-5.jpg)
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-6.jpg)
Традиционный грим комика чоу - «кусочек бобового сыра» (белое пятно на носу и части щек) - несколько сближает его с амплуа «раскрашенных лиц», за что комика называют сяохуалянь (малое раскрашенное лицо).
Способы наложения и орнаменты грима различны в зависимости от роли. Каждый вид грима символизирует определенные особенности характера, личность сценических персонажей. Насчитывается достаточно много разновидностей композиций грима, отличающихся друг от друга цветом, методом наложения рисунка, богатством орнамента.
![композиция грима в пекинской опере](/content/images/0/grim-7.jpg)
![композиция грима в пекинской опере](/content/images/0/grim-9.jpg)
![композиция грима в пекинской опере](/content/images/0/grim-8.jpg)
![композиция грима в пекинской опере](/content/images/0/grim-10.jpg)
![композиция грима в пекинской опере](/content/images/0/grim-11.jpg)
![композиция грима в пекинской опере](/content/images/0/grim-12.jpg)
Грим пекинской музыкальной драмы многозначен: по его цвету и рисунку можно определить социальное положение героя, его характер, судьбу и т.д. Известно несколько тысяч видов композиций грима для персонажей пекинской оперы, символизирующих тот или иной образ. Цветовая гамма в традиционном театре строго регламентирована, и каждый из двенадцати цветов символизирует определенные свойства и черты характера. Основные цветовые гаммы грима - красный, фиолетовый, белый, желтый, черный, синий, зеленый, розовый, серый, бурый, золотой и серебряный.
Говоря о цветовой гамме грима, принято говорить о символическом значении цвета.
Цвет грима показывает характер персонажа:
красный цвет символизирует честность и верность;
белый - обман;
черный цвет свидетельствует об удали и силе;
синий и зеленый - жестокость и строптивость;
лицо «с кусочком доуфу" говорит о лести и низости.
Золотая и серебряная краска нужна в гриме сверхъестественных существ - оборотней, небожителей и др.
Грим демонстрирует также кровное родство персонажей. Грим указывает и на социальное положение персонажа.
У Цао Цао в левой части лба - черная родинка, означающая, что в недалеком будущем персонаж будет носить титул императора. В гримах сказочных персонажей и исполнителей роли стихий содержатся элементы стилизации. Например, удивительно похож на обезъяну грим мифического Сунь Укуна.
![пекинская опера](/content/images/0/grim-13.jpg)
В пекинской музыкальной драме одним из важнейших средств грима, позволяющим значительно изменять общий облик персонажа, является борода, которая представляет собой метод художественного преувеличения. По цвету, бороды делятся на: черные, с проседью, белые и красные. Цвет бороды зависит от возраста и характера персонажа. Шэн пожилого возраста носит длинную белую бороду, средних лет - черную. Борода, расчесанная на три части, свидетельствует о том, что ее владелец - утонченный интеллигент, поэт или писатель. У персонажей цзинь могут быть длинные и короткие бороды различных цветов. Так, красные и синие бороды носят персонажи, владеющие тайной магией, сверхестественные существа и отважные воины. Редкая борода - принадлежность комика.
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-14.jpg)
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-15.jpg)
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-16.jpg)
![грим в пекинской опере](/content/images/0/grim-17.jpg)
Guangmei
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
http://photo.operaphoto.com/
http://www.pekingopera.sh.cn/
Комментарии