Религия и философия Китая
КОД 798: Завод по производству авангарда
Китайский авангард на остатках советского оборонного завода
«798» – это код некогда закрытого завода, построенного в 50-е годы Советским Союзом и Восточной Германией в предместье Пекина – Дашаньцзы. Завод выпускал электротехническую продукцию для оборонных отраслей, а потом, как и многие оборонные предприятия, был перепрофилирован на производство гражданских изделий.
С реализацией политики реформ объем выпуска промышленной продукции упал – железобетонные цеха и пакгаузы опустели.
В 2002 году заводские помещения облюбовали художники, скульпторы, независимые фотографы, дизайнеры и прочая талантливая публика. Они брали в аренду фабричные корпуса, превращая их в художественные галереи, салоны, творческие мастерские и дома мод, кафетерии, бары и рестораны. «Эталон электронной промышленности» превратился в образцовый центр авангардного искусства китайских вольнодумцев… оказавшихся под влиянием западных веяний художественной мысли.
Современное китайское искусство родилось, как считают, в 1985 году. В Дашаньцзы, на территории завода, представлены все его школы.
Коммерческий эпатаж
Основная масса посетителей салонов и галерей в бывших заводских цехах – студенты и иностранцы. Бывший советско-германский завод поражает туристов, считающих китайцев идеологически «зашоренными», смелостью политической иронии.
Разбросанные по фабричной территории три френча основателя КНР Мао Цзэдуна – цементный (осыпающийся), железный (порыжевший от ржавчины) и стальной (сверкающий даже в пасмурную погоду) – удивляют гостей парадоксальной мыслью о потрескавшихся, поржавевших, но не утративших блеск «идеях Мао».
Многое на этом вернисаже смешит, эпатирует, шокирует – например, изображение Мао, облаченного в бюстгальтер 6-го размера.
Многое удивляет. Изумляет филигранная техника, применение новых материалов, сочетание традиционной китайской живописи с модернистскими и авангардистскими формами искусства.
Популярность Дашаньцзы стала настолько большой, что посетить прибежище китайских авангардистов изъявили желание Председатель комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу, французский президент Николя Саркози и другие политические знаменитости.
Репродукция плаката начала 60-х годов прошлого столетия с изображением школьников с рогатками и призывом истреблять воробьев может стоить до 80 юаней (13 долл.).
Иностранцы охотно покупают здесь картины, увозя их во Францию, Канаду, США, Великобританию. Некоторые коллекционеры сами открывают здесь галереи.
Администрация этого художественного эльдорадо активно организует выставки-продажи китайского авангарда за рубежом. В руках китайцев, так заведено Небом, все должно превращаться в товар. Дважды художники из Дашаньцзы представляли свое искусство в России, в том числе в Третьяковке в 2006 году.
Пластмассовые скульптуры лысых человечков
В Европе, где творческий Китай в моде, произведения из Дашаньцзы приносят неплохой доход. В апреле 2009 года на выставке в Испании пластмассовые скульптуры, изображающие лысых, голых человечков – может быть, детей, а может, инопланетян, стоили до 12 тыс. евро.
В апреле 2009 года на выставке в Испании пластмассовые скульптуры, изображающие лысых, голых человечков – может быть, детей, а может, инопланетян, стоили до 12 тыс. евро.
Дашаньцзы стала Меккой для поп-звезд вроде россиянина Витаса, выступившего здесь в 2007 году или французских кутюрье, полюбивших организовывать здесь показы мод под лозунгами типа «Кристиан Диор и современное китайское искусство».
Прибыль приносит и тиражирование «элитной» музыки, изготовление плакатов времен «культурной революции», «большого скачка» – пафосных, но весьма печальных по разрушительным последствиям, политических кампаний прошлого. Репродукция плаката начала 60-х годов прошлого столетия с изображением школьников с рогатками и призывом истреблять воробьев может стоить до 80 юаней (13 долл.). А копия плаката с китайским и советским солдатами, пригвоздившими штыками американского империалиста, и того дороже – центр китайского авангарда продолжает процветать.
Похожие «заводы» имеются и в российской столице. Например, Центр современного искусства «Винзавод» – это комплекс промышленных построек: старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы, расположенный в районе Сыромятников на площади в 20 тыс. м.
«Винзавод» претендует на создание новой художественной среды. И в определенной степени ему это удается – нигде больше в Москве не найти такого количества «молодого» искусства.
Алексей ЗОЛОТАРЕВ
ФОТО: Александр Исаев
Журнал RC Деловой Мир, №3 (10) 2009
Комментарии