Религия и философия Китая
Политические лозунги Китая
Коммунистическая партия Китая всегда уделяла большое внимание пропаганде, а лозунг (口号 - kǒuhào) является одним из способов достижения целей пропагандиста. Обычно лозунги — это короткие, легко запоминающиеся и несущие важную идею, либо призыв к действию фразы. Китайский язык идеально подходит для составления таких фраз, ведь каждый иероглиф представляет собой слово или целую идею (см. китайские пословицы). Так лозунг из четырех иероглифов, чтобы выразить ту же идею на английском вполне может потребовать для перевода по крайней мере шесть или более слов. Лозунги, используемые в различные периоды, начиная с 1949 года отображают изменения политики, проводимой центральным правительством Китая.
为人民服务
wèi rénmín fúwù
Служи народу!
Лозунг, находящийся вне времени, впервые был использован в 1940 году. Является одним из немногих старых политических лозунгов, востребованных и сегодня.
百花齐放
百家争鸣
bǎihuā qífàng bǎijiāzhēngmíng
Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают все ученые
Этот лозунг, используемый в период «Ста цветов» (1956-57 гг.), отсылает назад, в далекое прошлое, в период Воюющих царств (476-221 до н.э.) — тогда в Китае существовало множество различных школ философии. Современные «Сто школ мысли» были критиками Коммунистической партии Мао, приглашенными в конце 1956 года, отчасти в ответ на венгерское восстание. Жесткость и масштабы недовольства, которые показала кампания «Ста цветов» сильно потрясли лидеров партии, и в 1957 году многие из тех, кто предложил свою критику были наказаны в рамках «Антиправой кампании», запущенной для искоренения «ядовитых сорняков», возросших в таких больших количествах.
敢想敢干
gǎn xiǎng gǎn gàn
Смело думай, смело действуй!
Лозунг Большого скачка в 1958-60 гг., когда председатель Мао пытался воодушевить крестьян на формирование коммун и рост производительности до неслыханных высот. Считалось, что коммунизм неизбежен и в течение нескольких лет настигнет промышленно развитые страны запада.
农业学大寨
nóngyè xué dà zhài
Земледелию учитесь у Дачжай
Дачжай — это деревня в провинции Шаньси, на северо-западе Китая. В 1964 году она была примером того, что может быть достигнуто путем самообеспечения и коллективных усилий. С тех пор и до 1979 года деревня была одним из самых известных мест в Китае, и бригадир Чен Йонгуй путешествовал по всему миру, рассказывая о бодром духе Дачжай. После 1979 года пример Дачжай был отвергнут, и с 1983 года деревня была передана в частную собственность.
造反有理
zàofǎn yǒulǐ
Бунт оправдан
Красногвардейский лозунг раннего периода культурной революции (1966-68). Председатель Мао призвал наступать на практически весь существующий партийный аппарат, и это восстание распространилось на все формы власти: родители, учителя, врачи, ученые, музыканты, художники и интеллектуалы всякого рода были объектами нападений. Многие покончили жизнь самоубийством, многие были сосланы на работы в отдаленных районах.
批林批孔
pī lín pī kǒng
Критикуй Линь Бяо и Конфуция!
Кампания против Линь Бяо началась в 1971 году после смерти его и его семейства в авиакатастрофе. Сначала Линь был обвинен в ультралевых взглядах, но позже он был (несколько странно) переведен в разряд ультраправых, а в 1974 году заклеймен, как почитатель реакционной философии Конфуция. Кампания по критике Линь Бяо и Конфуция была в действительности завуалированной атакой на Чжоу Эньлая и его политику, рассматривавшуюся как про-модернизационная и менее «радикальная», чем политика самого Мао.
粉碎四人帮
fěnsuì sìrénbāng
Бей «банду четырех»!
Председатель Мао умер в сентябре 1976 года, и вскоре после этого стало ясно, что Цзян Цин и ее последователи агитировали за удаление Хуа, называя его «вождем ревизионистов». Хуа действовал решительно, арестовав Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Ван Хонвэн и Яо Вэн Юан (так называемая «банда четырех»). Это стало началом серии радикальных политических изменений после смерти Мао, все из которых по сути отвергли политику, как сейчас говорят «ультралевых», с которой выступал Мао с 1958 года. За внезапным падением «банды четырех» последовала общенациональная кампания, которая сначала очерняла их лично, а затем постепенно отошла от их индивидуальных преступлений к «ошибочной» политике, которую они поддерживали. Данный лозунг был лишь ядром на ранних стадиях кампании против «банды четырех».
实事求是
shíshì qiú shì
Ищите правду в фактах
Это кредо реформаторов, которые с 1977 года стали «устанавливать политическую повестку дня для Китая после смерти Мао». Оно означало, что факты, а не идеология должны быть критерием «правильности» политики; политика должна работать на практике. Дэн Сяопин сказал: «Не имеет значения, черная кошка или белая, пока она ловит мышей». Ловля мышей (экспертиза) стала играть гораздо большую роль, чем просто политическая метафора. Это, конечно, полностью контрастирует с трезвым эмпиризмом Мао. По Мао, глупый старик (персонаж из древней китайской басни, пересказанной Мао, чтобы воодушевить людей продолжать бороться, несмотря на великие трудности), показал, что «человеческая воля побеждает небо» и опроверг скептицизм так называемых экспертов.
实现四个现代化
shíxiàn sì gè xiàndàihuà
За четыре модернизации!
Четыре модернизации — это модернизация науки, промышленности, сельского хозяйства и безопасности. Реформаторы рассматривали модернизацию Китая во всех этих областях, как первичную задачу, стоящую перед Китаем в конце двадцатого века. Наука, а не массовые движения и идеологический переворот, рассматривались как средство, с помощью которого Китай достигнет социализма.
只生一个孩子好
zhǐ shēng yīgè háizi hǎo
Иметь лишь одного ребенка — это хорошо!
После смерти Мао китайское правительство было всерьез озадачено проблемой быстрого роста численности населения. 14 апреля 1989 Китай отметил день рождения 1,1-миллиардного жителя увещеваниями усилить планирование семьи. Предсказания тяжелых испытаний, даже голода, если темпы роста не уменьшатся были усилены кампанией поощрения «политики одного ребенка». Она не стала полностью успешной, отчасти потому, что трудно ввести санкции в отношении пар в сельской местности, которые имеют более одного ребенка.
Даже сегодня лозунги еще возникают и будут продолжать появляться, так как правительства любой политической ориентации должны продвигать свои идеи в народные массы, и лозунги представляют собой удобный и эффективный способ упаковки этих идей. Огромные придорожные плиты в Пекине и других крупных городах были полностью покрыты цитатами из Мао, Маркса, Энгельса и Ленина; теперь, по большей части, они исчезли, уступив место коммерческой рекламе и государственным плакатам меньшего политического накала: содействие кампании по охране здоровья или контролю над рождаемостью. Тем не менее, лозунги все еще являются значимой частью политической жизни.
Комментарии