Религия и философия Китая
Даосизм
道教 dàojiào
Даосизм – философское учение Древнего Китая, основателем которого считается 老子 (lǎozǐ), который жил в конце 7 – нач. 6 века до н.э. О нем известно очень мало. В исторических записках Сыма Цяня говорится, что его настоящее имя – 李耳 (lǐěr - Ли Эр), и что он служил при дворе архивариусом. Сам термин «даосизм» является европейским, так как 道教 (dàojiào) переводится как «учение о Дао».
Его учение изложено в знаменитом трактате Даодецзин (道德经 - dàodéjīng), который на русский язык обычно переводят как «Книга пути и добродетели». Основная часть философского учения даосизма как раз и содержится в этом трактате. Согласно легенде, 道德经 был написан Лао-Цзы перед его путешествием на Запад. Эта легенда была очень популярна в 3-6 вв. в связи с развитием буддизма в Китае. Люди пытались найти связь между буддизмом и даосизмом, предполагая, что Лао-Цзы пришел в Индию и стал основателем буддизма там. На самом деле, этим можно объяснить некоторое сходство между буддизмом и даосизмом. Обычно Лао-Цзы изображается как старец, едущий верхом на буйволе, обязательно белого цвета (цвет Запада). Насчет написание Даодецзина тоже ходят разногласия. Некоторые ученые сомневаются в том, что он был написан Лао-Цзы, и считают, что это произведение – лишь компиляция ранее написанных текстов. К тому же подвергается сомнению точная дата написания, и даже название.
Также к мыслителям даосизма принято относить автора трактата Чжуан-цзы философа Чжуан Чжоу (жил в 3-2 вв. до н.э.), а также автора трактата Ле-цзы философа Ле Юйкоу (4-3 вв. до н.э.).
Главная категория даосизма – дао (道) – понятие очень абстрактное. Считается, что дао – это первопричина всего сущего, что все произошло от Дао. Постичь дао с помощью органов чувств невозможно. То, что можно увидеть, услышать, ощутить, понять – не может быть дао.
Лао-Цзы выступал против социальной несправедливости в обществе, так как считал, что из-за этого нарушается гармония. Он призывал протестовать против социальной несправедливости, прибегая к аскетизму и к отшельничеству. Аскетический образ жизни подразумевал под собой уединение в горах и расставание с мирской жизнью. Интересно, что слово 仙 (xian - святой) как раз и состоит из элементов «человек» и «гора».
Главное место в даосской религии принадлежит учению о бессмертии. О нем ходило большое количество легенд, например про сад небожительницы Сиванму, в котором росли персиковые деревья. Они цветут раз в тысячу лет, а тот, кто отведает их плоды, станет бессмертным. Или про волшебные острова, на которых растет чудесная трава, делающая человека бессмертным. Большое значение придавалось дыхательной гимнастике и специальным упражнениям, которые помогали достичь бессмертия. Также большое развитие получила алхимия, с помощью которой китайцы пытались получить эликсир бессмертия.
Следует отметить, что даосизм нельзя назвать мировой религией в полном смысле этого слова, это скорее философская доктрина, но направленная на обретение бессмертия души человеком после смерти.
Использованы книги История Китая М. Кравцовой и 中国文化,南开大学
Комментарии