Религия и философия Китая
Тенденции развития китайской литературы в конце 20 века
Термин «современная китайская литература» может применяться для двух отрезков:
1) с 1919 года
2) с 1978г (литература нового периода), ее делят на 2 этапа:
- «литература десятилетия» с 1976 года до начала 1980-х
- «литература позднего десятилетия» с 1989 года до наших дней
В этом делении прослеживается политическое влияние: в первом десятилетии - это разгром банды 4-ех в 1976 году и 3-ий пленум КПК 1978 года. С этими событиями связано возрождение китайской литературы. Разрешилось говорить, что думаешь. С 1978 по 1989 были написаны самые яркие произведения.
Позднее десятилетие - после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году - намечается спад в китайской литературе.
До 1978 года было 3 движения:
1) «Пусть расцветают 100 цветов, пусть соперничают все ученые» - строка из классической Танской поэмы.
В середине 1950-х происходит политическая и идеологическая кампания борьбы с буржуазными элементами. Призывали всех открыто высказать свое мнение.
2) «Выдернуть сорные травы» - борьба с правыми буржуазными элементами.
3) «Большой скачек» около 1959 – цель – догнать Англию по производству стали. Все стали выплавлять сталь в доменных печах. В итоге это привело в к страшному голоду.
Литература эпохи Культурной революции – «Красные оперы»
1) Были написаны либретто и поставлены красные оперы. Их постановками руководила Цзен Цинь ( 4-ая жена Мао).
2) Литературы о Лэй Фэне - винтике в большой революционной машине. Лэй Фэн - безымянный воин Народно-Освободительной армии, выполняет приказания, но с душой и сердцем. Образец для миллионной армии недумающих китайцев.
После 1976 года, после смерти Мао - новые робкие публикации о том, что не так уж все плохо в классической китайской литературе. Затем появились переводы. «Перевоспитанные» начинают описывать свое воспитание.
С ноября 1978 года - «Литература шрамов» или обличительная литература. Она появилась, когда в журнале «Женьминвэнсюэ» был опубликован роман Лю Синьу «Классный руководитель». Показ психической ущербности детей, переживших Культурную революцию, и то, как этих «ущербных» пытается исправить классный руководитель.
Реакция на роман была неоднозначной - сначала молчание, потом дискуссия об обличительной литературе. Противники утверждали, что авторы подобных рассказов безнравственны, а сторонники заявляли, что автор выступил с критикой «банды 4-ех». Лю Синьу дали премию.
Позже появилось очень много рассказов, критикующих Культурную революцию. Ли Синьхуа, Ли То и др. писатели говорили об этом.
Расцвет критики Культурной революции пришелся на середину 1970-х – 1990-х, сейчас тема стала неинтересной.
Комментарии