Религия и философия Китая
Движение «4 мая» и его влияние на литературу первой половины 20 века
Начиная с движения «4 мая» начался современный этап развития китайской литературы. Исторические события (создание КПК, война против японской оккупации и т.д.) о которых можно подробнее прочитать статье про историю Китая, оказали огромное влияние на китайскую литературу. Можно выделить два больших этапа развития литературы в Китае 20 века:
1) 1918 - 1945 гг. - послеоктябрьский
2) 1946 - по настоящее время - послевоенный
Послеоктябрьский период делится на 2 этапа:
1) 1918 - 1930гг. - период "Движение 4 мая" (движение «4 мая» - антифеодальное, антиимпериалистическое, демократическое движение за новую культуру, за осуществление и проведение литературных реформ -
отказ от вэньяня, переход на байхуа).
2) 1931 - 1945 гг. - период войны против японской оккупации.
Начинается деятельность журнала «Новая молодежь». Своими читателями видели молодежь. В названии - влияние байхуа. В нем печатались статьи, призывающие к изменению идеологии, отказу от феодальной культуры и внедрению новой культуры и идеологии.
В 1919 г. появилось около 400 новых журналов (на байхуа).
В «Новой молодежи» публиковался Ли Даджао, статьи «Победа народа» и «Победа большевизма» (о победе Октябрьской революции в России, повлияли на значительную часть интеллигенции, возбудили в ней интерес к России).
Статьи Лу Синя (например, «Убийца современности» - против кастовости литературы). Лу Синь призывал перевести всю классическую литературу на байхуа, чтобы она стала доступна всем грамотным.
С осени 1920 года во всех школах Китая преподавание стало вестись на байхуа. Лу Синь выступал против старого феодального Китая и против конфуцианства. «Записки сумасшедшего»- 1-ое произведение, направленное против конфуцианства.
1925 год - революция между левыми и правыми силами Китая, была вызвана смертью Сун Ятсена (мудрый демократический лидер, который умел сдержать все бушующие страсти). Власть перешла к Чан Кайши, он не стал вступать в сотрудничество с компартией. Открытое противостояние средней и мелкой буржуазии крупной буржуазии.
1930 год – Лу Синь переезжает в Шанхай, там все прокоммунистические силы.
1921 год – Лу Синь, Мао Дунь, Сюй Цзишань, Э Шэнтао, Ван Тунджао создают «Общество изучения литературы», которое объединяет писателей демократического толка, они сочувствовали коммунистическим идеям, их привлекает русская классическая и современная литература.
Основные требования общества:
1) обсуждать свою деятельность, обмениваться мнениями по вопросам литературы
2) пропаганда иностранной классики (русской и советской).
Это левые силы.
Правыми силами являлось «Общество новолуний». Лидер Ху Ши - противник феодального Китая и морали, но как идеолог крупной китайской буржуазии стал проповедовать идеологию американского образа жизни.
Третья сила - романтизм. Основоположник - Го Можо, также к ней можно причислить Юй Дафу, Чжан Цзипин. Переводили Гете, Шиллера, Шели.
Го Можо очень популярен в современном Китае. Изначально он не поддерживал коммунистических движений, а с 1949 год стал поддерживать. Возглавил Академию Наук, во время Культурной Революции выступил с покаянием, что с в свое время не принял революции.
В 1931 году в Шанхае была основана «Лига левых писателей»: Лу Синь, Мао Дунь, Жоу Ши, Цзин Лин, Ху Епинь, Э Шэньтао, Юй Дафу. Это были писатели четко коммунистического направления. Герои - крестьяне, рабочие, которые шли только коммунистическим путем.
Комментарии