Советы по изучению китайского языка
Социальное страхование в Китае
Сегодня многие считают, что в Китае государство совершенно не платит пенсий, а забота о пожилых людях полностью ложится на плечи детей и родственников. Отчасти так и есть, но на самом деле в КНР продолжает поступательно развиваться система социального страхования и защиты населения, и пусть она пока не охватывает всю огромную страну целиком, но шаги в этом направлении делаются, принимаются новые постановления и законы, анализируются успехи и ошибки прошлых лет. В этой статье мы постараемся кратко рассказать о системе социального страхования Китая и пенсионной системе в частности.
* * *
В последнее время китайское правительство стремится создать новую социальную систему, основанную на индивидуальных трудовых договорах и возложить на работодателей первоочередную ответственность за пенсионные и другие социальные взносы. В дополнение, правительство организовало жилищный фонд, призванный помочь работникам обзавестись собственным жильем.
Основные принципы китайской системы социального обеспечения указаны в Законе о социальном страховании (社会保险法).
Пенсия
Основная структура пенсионной системы КНР была определена в 1997 году в соответствии с решением Государственного Совета о создании Единой пенсионной системы для работников предприятий (国务院关于建立统一的企业职工基本养老保险制度的决定). Согласно текущему законодательству, работник и работодатель обязаны делать взносы в пенсионный фонд. Работник отчисляет 8% от оклада, в то время как работодатель вносит проценты от общего объема заработной платы всей своей рабочей силы, как правило, около 20%. Существуют ограничения на взносы как для работодателей, так и для работников, точные ставки варьируются в зависимости от региона.
Работник делает накопительные взносы на личный счет. По выходу на пенсию, баланс счета, включая проценты, делится на 120 частей и выплачивается ежемесячно, в течение десяти лет. В дополнение к этому, пенсионер получает базовую пенсию до конца жизни. Базовая пенсия рассчитывается на основе трудового стажа, средней заработной платы в данной местности и продолжительности жизни. Эти общие пенсионные выплаты теоретически финансируются за счет взносов работодателя, но правительство по закону обязано покрыть любые недоимки.
Работник получает право на выплаты только по достижению пенсионного возраста (см. ниже) и только в том случае, если он как минимум 15 лет платил взносы. Иначе придется отложить выход на пенсию, либо доплатить взносы, либо получить всю сумму, включая проценты, единовременной выплатой. Безработных и крестьян этот закон тоже касается. Как правило, их пенсионные фонды субсидируются государством, но уровень пенсий, особенно в сельской местности, крайне низкий.
Пенсионный возраст в Китае — 60 лет для мужчин, 50 лет для женщин, работающих на предприятиях, 55 лет для женщин-государственных служащих. Возраст установлен в 1950-х годах и в настоящее время четких планов по его повышению нет. Правительство, вероятно, рассмотрит такую возможность, если пенсионная система КНР будет устойчивой в долгосрочной перспективе, и отношение работодателей к пожилым сотрудникам станет более лояльным. Сейчас в Китае около 200 млн. человек в возрасте старше 60 лет, а средняя продолжительность жизни — 75 лет.
В настоящее время доходы пенсионного фонда по-прежнему превышают расходы в большинстве провинций, особенно в прибрежной Гуандун, где годовой профицит почти 80 млрд. юаней (2013 год), однако, в провинциях на северо-востоке Китая, где количество пенсионеров велико уже ощущается напряженность.
Пособия по безработице
В 1999 году было принято положение о страховых выплатах по безработице (失业保险条例). И работник, и работодатель делают взносы в страховой фонд, как правило, 1% и 2% соответственно. Потеряв работу, гражданин имеет право на льготы, в том числе на медицинскую страховку. Продолжительность выплат зависит от того, сколько лет работник делал взносы — максимум пособие можно получать 24 месяца, если до этого проработал 10 лет и более.
Согласно положению, пособие по безработице должно быть меньше минимального оклада труда, который и без того установлен на низком уровне и не может считаться прожиточным минимумом. В сельской местности данный закон вообще не работает, максимум, что делают там — выдают небольшое единовременное пособие.
Медицинская страховка
Решение Государственного Совета о создании базовой системы медицинского страхования для городских рабочих и служащих (国务院关于建立城镇职工基本医疗保险制度的决定) от 1998 года определило правила медицинской страховки в КНР. Взносы в страховой фонд разделены точно так же, как в пенсионный, разница лишь в цифрах: работник отчисляет 2% от оклада, работодатель — 6-12% от заработной платы своих сотрудников. По прошествии определенного количества лет работник имеет право на льготное медицинское обслуживание без надобности доплачивать дополнительно.
Медицинская страховка работника обязана покрывать расходы на любое лечение стоимостью до 10% или менее от местной среднегодовой заработной платы. Объединенные страховые фонды покрывают любые расходы выше 10% от средней годовой заработной платы (максимум пять средних годовых зарплат). Если на страховом счете работника не хватает средств, он должен восполнить дефицит из собственного кармана. На накопление необходимой суммы у низкооплачиваемого сотрудника уходит несколько лет.
Закон о социальном страховании подчеркивает, что медицинская страховка должна покрывать расходы работников на медицинские услуги непосредственно. Тем не менее, в большинстве случаев, работники должны платить авансом и требовать возмещения от властей позже.
Страхование производственных травм
Взносы в страховой фонд платит исключительно работодатель, ставка варьируется от 0,5% до 2% фонда заработной платы и зависит от факторов риска для здоровья на конкретных предприятиях и объектах.
Работодатель во время лечения сотрудника по-прежнему обязан выплачивать ему заработную плату и пособие, зависящее от характера травм, в т.ч. по инвалидности, а также возместить расходы на медицинские услуги.
Страхование по материнству
В данный страховой фонд взносы делает лишь работодатель по ставкам, определенным органами местного самоуправления. Например, в Пекине это 0,8% от общего объема заработной платы, в Гуанчжоу — 1%, в Чэнду — 0,6%.
Страховка по материнству покрывает все медицинские расходы, в том числе процедуры контроля за рождаемостью, пренатальные проверки, пособия в течение декретного отпуска.
Согласно особому постановлению о защите женщин-сотрудников (女职工劳动保护特别规定), которое вступило в силу 28 апреля 2012 года, женщины имеют право на 98 дней отпуска по беременности и пособие в размере, равном по крайней мере, средней заработной плате на текущем месте работы. Кроме того, некоторые местные органы власти требуют от работодателей предоставлять дополнительные льготы для работниц, зарабатывающих больше, чем средняя заработная плата.
Жилищный фонд
Жилищный фонд, также известный как Фонд обеспечения жильём, официально не часть системы социального страхования Китая: он находится в ведении Министерства жилищного строительства и развития городских и сельских районов, а не Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения. Тем не менее, он часто объединяется вместе с пятью официальными программами социального страхования, так как действует в подобной манере, с пользой, финансируемой за счет взносов, уплачиваемых работодателями и их сотрудниками.
Фонд был создан в 1999 году, во времена, когда десятки миллионов рабочих сокращались с государственных предприятий (ГП) по всей территории Китая. ГП больше не могли помочь в получении собственного жилья, для этой цели был создан специальный жилищный фонд. Выплаты жилищного фонда могут употребляться для финансирования льготной ипотеки, покрытия расходов на ремонт и техническое обслуживание жилья и получение жилищных субсидий. В случае невостребованности, фонд можно использовать как вторую пенсию. Кроме того, недавние поправки позволили использовать средства жилищных фондов на неотложные расходы, такие, как серьезное лечение.
В положение о жилищных фондах (住房公积金管理条例) говорится, что ставка взносов для работника и работодателя должна определяться органами местного самоуправления и не может быть ниже 5% от средней заработной платы на предприятии. В Пекине, например, работодатель должен вносить 12% от средней заработной платы в течение предыдущего года, а сотрудник — 12% от среднемесячной заработной платы за предыдущий год. В Шанхае эта цифра равна 7%. Во всех случаях отчисления производятся ежемесячно и исключаются из подлежащей обложению подоходным налогом суммы.
Комментарии