Статьи на китайском языке
Амплуа пекинской оперы
По разделению ролей на амплуа пекинская опера непосредственно следовала своим предшественникам и сохранила деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа. Основные типы действующих лиц: шэн, дань, цзин (хуалянь) и чоу. Каждому амплуа присущи свои изобразительные средства: они отличаются условностями сценического исполнения, гримом, нарядами и украшениями.
Амплуа Шэн
Шэн – мужской персонаж. Это амплуа в зависимости от возраста и склада характера героя подразделяется на младшего, старшего и воина. Старший шэн (лаошэн) - мужчина среднего или пожилого возраста, непременно носит бороду, его речь выдержана в строгой и величавой манере. По внешним данным и способностям амплуа старший шэн подразделяется на шэн-певца, шэн-акробата и шэн-воина. При исполнении ролей лаошэн вокальные партии занимают главное место. Положительный характер персонажа предполагают сдержанную манеру пения и актерской игры. Это говорит о стремлении театральной традиции воплотить в героях лаошэн черты благородного, добродетельного конфуцианца, у которого, согласно учению Конфуция, «взор ясный, выражение лица мягкое, манеры благопристойные, речь искренняя».
Амплуа шэн-воина единственное среди других, появилось только в конце XVII в. и окончательно сложилось в пекинской музыкальной драме. К нему принадлежат образы национальных героев. В этом же амплуа исполняются роли сверхъестественных сказочных персонажей, таких как мудрый и находчивый Сунь Укун. Актер в амплуа шэн-воина (ушэн) должен быть не только искусным фехтовальщиком и владеть мечом, но и быть также искусным акробатом. В зависимости от костюма ушэн подразделяется на 2 типа: чанкао и дуаньда. Чанкао - воин, носящий длинную одежду со штандартами за спиной, при полном вооружении с длинным копьем, Для него характерны изящная и степенная акробатика, манеры генерала, а также определенное мастерство в пении и речи. Дуаньда - воин в короткой кольчуге и с небольшим по размеру оружием.
Субамплуа сяошэн появилось еще в минском театре, а затем было унаследовано столичной драмой. Младший шэн (сяошэн) - благовоспитанный юноша с тонкими чертами лица без бороды и кольчуги.
Амплуа младший шэн подразделяется: шэн во флеровой шляпе или гуаньшэн (чиновник); шэн с веером или шаньцзышэн (персонаж с веером в руке); шэн с фазаньими перьями в головном уборе или чживэйшэн (выдающийся талант); бедный шэн или цюньшэн (бедный интеллигент).
Герой изображает положительных персонажей, сценическое поведение которых зависит от рода занятий. Характерной особенностью исполнения младшего шэн является пение и диалог фальцетом.
Амплуа Дань
Женские персонажи пекинской оперы именуются дань. Термин дань появился в юаньской драме, затем перешел в южный театр и сохранился в пекинской музыкальной драме. Среди амплуа дань выделяются субамплуа: дань в темном халате (чжэндань или циньи); дань-цветок (хуадань или сяодань); дань-воительница (удань или даомадань); дань в пестрой рубашке (цайдань); дань-старуха (лаодань).
Дань в темном халате – амплуа главной героини, обычно положительный персонаж женщины средних лет или молодой девушки. Этот термин появился одновременно с приездом в столицу аньхойских трупп. В образах воплощались идеальные по представлениям того времени черты женского характера. В своем поведении героиня должна следовать правилу конфуцианской золотой середины: сдержанность, соблюдение строгой манеры в проявлении чувств, регламентированных правилами этикета. Основная особенность этого амплуа – только вокал, исключающий акробатику и боевые искусства.
Дань-цветок по характеру и складу героя представляет собой большой контраст по сравнению с дань в темном халате. Актеры обычно играют либо девушку-камеристку, либо незамужнюю девушку из бедной семьи (напоминает субретку итальянского или французского театров). Она всегда жизнерадостна, движения легки; одежда расшита яркими цветами. В исполнительском искусстве амплуа хуадань основное внимание обращалось на мимику и жест, а пение отступало на второй план.
Благодаря усилиям выдающегося актера амплуа дань Ван Яоцина (1881-1954 гг.) в середине XX века появился синтез амплуа дань – дань в пестрой рубашке, объединивший тихий и степенный стиль дань в темном халате, живое исполнение дань-цветка и боевую акробатику дань-воительницы.
Дань-воительница – преуспела в воинских искусствах. Это амплуа подразделяется на дуаньда и чанкао.
Дуаньда – воительница в короткой кольчуге. Акцент делается на искусстве актера в боевых единоборствах. Актер в амплуа чанкао облачен в кольчугу и шлем, держит меч и зачастую в седле, поэтому также именуется дань с мечом и на коне. Актер этого амплуа должен не только хорошо владеть боевыми искусствами, также важны его монолог и сценические манеры.
Амплуа дань-воительницы обычно создает образы героинь, женщин-генералов и женщин-рыцарей из древности.
Дань-старуха – солидная пожилая дама. Ее вокальной манере близок старший шэн. В ранний период пекинской оперы не было актеров, которые специализировались только в роли дань-старухи. Данный образ воплощал на сцене актер амплуа старший шэн. В конце XIX - начале XX века амплуа дань-старухи стало самостоятельным.
Амплуа Хуалянь
Хуалянь – амплуа мужских персонажей с раскрашенным лицом, которые также именуются цзин (в китайской мифологии - оборотни) - злодеи, коварные предатели и прочие отрицательные персонажи, которые потому и получили второе название «хуалянь» - «раскрашенное лицо». Истоки этого амплуа можно проследить еще в раннем театре. Его родословная ведется от цаньцзюня (одного из персонажей импровизированной театральной формы цаньцзюньси, распространенной в VII-X вв.).
Амплуа хуалянь подразделяется на: хуалянь с медным боевым молотом; хуалянь-цзяцзы; хуалянь-воин.
Хуалянь с медным молотом. Актер этого амплуа много поет и свободен от выполнения акробатических трюков, и считается типичным хуалянь - мастером вокала. В спектаклях этот персонаж загримирован черным цветом. Грим черного цвета в пекинской опере называется еще хэйтоу - «черное лицо», поэтому хэйтоу становится другим названием хуалянь.
Хуалянь-цзяцзы. Сферы исполнения этого амплуа особенно широки: актеры должны обладать хорошими навыками воинских единоборств, мастерством актерского исполнения, чтения монолога и пения.
В амплуа хуалянь-воин ценится воинское искусство, мало место отводится вокалу и монологу.
Амплуа Чоу
Раньше других в истории китайского театра возникло амплуа чоу. Термин чоу (комическая второстепенная роль) вошел в литературу со времен юаньской драмы и сохранился в театре по сей день. В минском театре комика именовали и саньхуалянь (третье раскрашенное лицо). В пекинской музыкальной драме одновременно с чоу бытовало и более разговорное сяохуалянь (малое раскрашенное лицо), в отличии от дахау (большого раскрашенного лица) амплуа цзин.
В традиционных пьесах большинство персонажей с невысоким социальным положением - амплуа чоу. По характеру это роли комичные и живые. Вокальные партии почти отсутствуют, диалоги и монологи часто строятся на актерской импровизации. Отличительная особенность грима - белое пятно на лице.
Актерская игра чоу менее всего подвержена канонизации, разнообразие движений зависит от фантазии и мастерства исполнителя. Роли амплуа чоу подразделяется на 2 типа: гражданский чоу и чоу-воин.
Guangmei
Использованы материалы книги: Сюй Чэнбэй. Чжунго цзинцзюй (Пекинская опера). - Межконтинентальное издательство Китая, 2003.
Комментарии