История Китая
Образование в старом Китае
Первый учитель Китая – это, безусловно, Конфуций, который первым решил обучать людей и считал, что образование может получить каждый – независимо от происхождения и социального статуса. Впоследствии основу духовного воспитания в Китае составляли классические конфуцианские книги, составленные Конфуцием или его учениками. Правда, говорят, что сам Конфуций никогда ничего не писал. Он лишь рассказывал и размышлял – за ним все записывали его ученики. Сами книги было очень трудно понять, поэтому они всегда сопровождались подробными комментариями, которые иногда занимали большую часть книги. Наиболее важными из классических конфуцианских канонов были «Четырехкнижие» и «Пятикнижие».
«Четырехкнижие» состоит из Луньюй (Беседы и суждения – 论语), 大学 – Великое учение, 中庸 – Соблюдение середины и 孟子.
«Пятикнижие» состоит из 诗经 – Книги песен, 易经 – Книги перемен, 礼记 – Книги ритуала, 书经 – Книги историй, 春秋 – Весна и Осень.
Все образование сводилось к изучению этих девяти канонов. Если человек хорошо знал содержание всех девяти канонов, то его уже можно было назвать высокообразованным.
Во времена династии Цин в Китае существовали два типа школ: государственные и частные. Обучение в них было платное. К ученикам могла применяться физическая сила за непослушание. Учитель считался главным в школе, а бамбуковая палка, которая всегда была у него под рукой – символом его власти. Для чего ему нужна была бамбуковая планка, вы, наверняка, уже догадались. Обучение начиналось в 7 летнем возрасте.
Сельская школа была несколько по-другому устроена. В одном классе могли оказаться люди абсолютно разного возраста – от 7 до 20 лет. Главное задание, которое получали все ученики было всегда одинаковым – заучивание какого-нибудь текста. Часто ученики заучивали тексты, даже не понимая смысла того, что они заучивают, но это никого не волновало, - главное, что после этого ученики могли наизусть рассказать канонический текст. На первых годах обучения ученикам младших классов (имеется в виду по способностям) давали учебник «Троесловие» - 三字经, который получил такое название потому, что каждая строфа там состояла из трех иероглифов. Содержание «Троесловия» сводилось к прославлению мудрецов и изложению основ конфуцианской морали. Следующей книгой была «百家姓» или «100 фамилий», это всего лишь список наиболее употребительных китайских фамилий. Следующим этапом становилось изучение «千字文» или «Тысячесловника». Название эта книга получила потому, что ни один иероглиф в ней не повторяется. Фактически, ученикам надо было зазубрить весь текст объемом в 1000 иероглифов и уметь его наизусть прочитать.
Только грамотные и образованные люди могли занимать чиновничьи должности. Так, во времена династии Цин такие экзамены в основном сводились к уездно-волостным, провинциальным и столичным.
Сначала проходили два тура уездно-волостных экзаменов, и сдавший их получал звание 童生 (tóngshēng), и мог сдавать экзамены на ученую степень. Сдавшие экзамен на первую ученую степень именовались 秀才 (xiùcái). Раз в три года в провинциальных центрах сюцаи сдавали экзамен на вторую ученую степень – 举人 (jǔrén). Дворцовые же экзамены проходили под наблюдением самого императора, и выдержавшие все экзамены цзюйжэни получали третью ученую степень – 进士 (jìnshì).
У них были замечательные возможности для получения высоких постов. Стоит правда сказать, что вакансий всегда было намного меньше, чем претендентов, поэтому многие, даже получив высшую степень, получали более низкие должности.
Комментарии